Брокеры авто помогают разобраться с транспортом тем, кому самостоятельно сделать это сложно. Но они же и несут риски как продавцам, так и покупателям авто.
Поэтому, если вы решили иметь дело с перекупщиками, заранее учитывайте, каких подвохов нужно остерегаться.
Таких подвохов может быть много. Мы здесь назовем 8 самых частых из них.
1. Отсутствие гарантии быстрого решения вопроса при переходе «под крыло» к брокеру.
То есть сам перекупщик будет настаивать, что именно с ним у вас всё получится как надо; вы будете надеяться... но воз может быть «и ныне там» спустя долго время.
Для начала надо проверить, настолько ли «продвинутый» этот перекупщик: просмотреть его сайт, почитать отзывы о нем. Если нет ни сайта, ни отзывов – это уже явный признак для сомнений в его «раскрученности».
Хорошо бы также побывать на его рабочем месте. А то, может, у него никаких программных обеспечений нет и вся клиентская база только в голове вмещается…
2. Липовые документы.
Один из самых частых рисков при сделках с посредниками – это «неправильные» документы.
Например, они могут быть оформленными неверно. Или даже фальшивыми.
Порой бывает, что именно через брокеров продаются машины, побывавшие в авариях, наездах; имеющие непогашенные штрафы; выступающие предметом залога или обременения; и проч.
Так что, прежде чем иметь дело с перекупщиком, пробейте машину по всем возможным базам данным: все ли с ней чисто. А на оформление сделки приглашайте с собой помощника, который разбирается в правовых вопросах.
3. Подделка документов в ходе сделки.
С вашими документами тоже будьте осторожны.
Например, никогда никому не давайте пустые бланки с вашей подписью. Каким бы приятным человеком ни казался помощник, он может распорядиться этими бланками отнюдь не в вашу пользу.
Также надо обязательно убедиться, что:
- покупатель вписал свою фамилию в ПТС;
- машина переоформлена и не стоит на учете на ваше имя;
- вам представлены оригиналы ПТС и прочих документов, а не их дубликаты.
4. Диктат своих требований перекупщиком.
По определению брокер – человек, который должен помогать продавцу и покупателю, подсказывать, направлять в нужное русло. Но порой бывает, что такой «наводчик» увлекается и начинает диктовать свои правила, не считаясь с интересами клиентов.
Такого заигравшегося лидера надо уметь мягко, но твердо осаждать.
Конечно, он может знать ситуацию лучше вас и подсказывать вам, что и как надо делать. Но слишком поступаться с вашими требованиями тоже не надо, например чересчур занижать или завышать цену по сравнению с рыночной.
Ведь чаще всего подобные «перекосы» нужны для того, чтобы прибыль получил сам брокер, а не его клиент.
5. Махинации с объявлениями.
Известно множество манипуляций, придуманных брокерами, в том числе уже на стадии объявления о продаже / покупке авто.
Например, получив заказ на конкретную машину, перекупщик может опубликовать на спец. сайтах несколько объявлений о продаже именно таких же марки, модели и пробега – но по очень высоким ценам. На этом фоне вывешенное им объявление о машине, которую он на самом деле продает, причем по среднерыночной цене, будет выглядеть приятным исключением – и покупатели потянутся именно к нему.
Поэтому время от времени проверяйте, как обстоят дела с точно такими же машинами в вашем районе.
6. Вуалирование дефектов.
Получив заказ на продажу конкретной машины, посредник будет делать всё, чтобы ее реализовать.
В том числе некоторые не самые честные ребятки умудряются шифровать (перекрашивать и проч.) сколы, небольшие поломки и прочие дефекты. Некоторые даже чуть ли не пробег скручивать научились.
Поэтому, прежде чем иметь дело с покупкой у брокеров, как следует проверьте машину, причем крайне желательно – вместе с автоэкспертом.
Причем внимательно надо осматривать все мелочи. Так, дешевая «лысая» резина на дорогом авто может свидетельствовать, что к его обслуживанию в принципе относились неаккуратно и будущего хозяина ждет парочка неприятных сюрпризов.
С другой стороны, если вы собрались не покупать, а, наоборот, продавать авто с дефектом, то имейте в виду, что многие посредники покупают такие тачки задешево, потом проводят им незначительный ремонт и продают их уже дороже. Соответственно, прибыль оказывается у них в кармане.
Поэтому, прежде чем махнуть рукой на имеющиеся в машине «глюки», подумайте: может, лучше сначала их отремонтировать, а потом продать машину подороже?
7. Подталкивание клиентов на спонтанные, непродуманные решения.
Посредники могут самыми разными психологическими приемами оказывать давление на клиентов, от уговоров до угроз.
Это может показаться смешным и нелепым, но некоторые перекупщики даже музыку могут включать особую, чтобы побудить клиента быстрее решиться на сделку. Например, этакую боевую, решительную, несколько хаотичную мелодийку.
И вот клиент, еще с утра не думавший, что он так быстро решится, неожиданно для самого себя покупает или продает автомобиль. И уже постфактум понимает, что народ прав: «Скоро только кошки родятся» и «Поспешишь – людей насмешишь».
А все потому, что посреднику надо побыстрее «толкнуть» тачку. В том числе такой прием используется при реализации авто с дефектами, с проблемами по документам и (или) по завышенной цене.
8. Исчезновение перекупщика после внесения задатка покупателем.
Увы, это частая схема. Но клиенты раз за разом на нее «ведутся».
Чтобы не наступить на те же грабли, важно:
- любой «чих» по сделке, особенно передачу денег, фиксировать распиской. В ней надо указывать максимально все данные по обеим сторонам сделки и по авто;
- перед сделкой проверить все документы продавца (а то, может, он вовсе и не продавец или машина у него находится под обременением);
- задаток передавать лично в руки именно владельцу.
______________
На близкую тему читайте, есть ли смысл пользоваться неофициальным автосервисом.
Удачи вам во всех сделках и на всех дорогах!