Так называемый «розовый налог» - это дополнительная наценка, которая прибавляется к стоимости товаров для женщин, что существенно увеличивает цену по сравнению с аналогичными товарами для мужского пола. А розовым он назван, потому что продукцию для девочек продают чаще всего в розовой упаковке (такие уж у нас гендерные стереотипы: мальчикам - синее, девочкам - розовое).
Приведу пример
применения ценовой политики на шампуне. Мужской шампунь одной и той же марки стоит гораздо дешевле, чем практически такой же шампунь, но женский. А розовый бритвенный станок стоит в разы дороже, чем с такими же техническими характеристиками для мужчин. А ведь функционально они абсолютно одинаковые: те же лезвия, та же плавающая головка.
Исследователи из Нью-Йорка выяснили, что разрыв в цене между полами начитается ещё с детских товаров. Так розовый девичий самокат часто стоит в 2 раза дороже, чем такой же для мальчика. То же самое с одеждой вещи для девочки обойдутся на 3–13 % дороже.
Впервые конкретные исследования с расчетами были сделаны в 1994 году в калифорнийском Управлении по делам потребителей. Они показали, что в течение года для женщин "розовый налог" составляет1351 доллар, а для мужчин «голубой налог» 1000 долларов .
На сегодняшний день феминистки активно борются с этим неравенством, призывая перестать сегментировать товар по половому признаку. Однако многие бренды не хотят сдавать свои позиции. Они считают, что уравнивание товаров предназначенных для разных полов невозможно. Ведь при производстве товаров для женщин затраты гораздо выше.
Парадокс в том, что сами женщины, как показали исследования, готовы переплачивать за товар с маркировкой «женское». Дамы часто специально выбирают товар по дороже. Психологи объясняют этот феномен тем, что женский мозг воспринимает товар "сделанный специально для женщин" как более ценный, чем обычный, неприметный, не имеющий каких-то «особенных» характеристик.
На мой взгляд, завышение стоимости иногда оправдано в производстве женской одежды. Потому что разница зависит от особенностей производства моделей для женщин. Требуется более точное построение выкроек с учетом женской фигуры, используются материалы более качественные и дорогие, необходимо больше деталей. Кроме того, женские линии одежды должны иметь широкий модельный ряд. Например, на практике вещь чтобы хорошо продаваться должна быть представлена, помимо базовых цветов (черный, белый и т.д.) ещё примерно в десяти дополнительных, и желательно с несколькими вариантами кроя. Большое разнообразие влечет за собой увеличение затрат что дает более высокую цену на конечный продукт.
Это все не вызывало бы столько эмоций, если бы материальное положение женщин было хотя бы такое же как у мужчин. Однако многочисленные исследования показывают, что женщины по всему миру по прежнему зарабатывают в целом меньше мужчин. А вот тратить из-за подобной «розовой» дискриминации они вынуждены больше, чтобы соответствовать социальным стандартам «настоящей» женщины.
Ещё один пример – нижнее белье
Так трусики бикини почему-то стоят на поряок дороже, чем мужские боксеры, хотя на их пошив уходит намного больше ткани. А носки это отдельная тема! Обычные классические черные мужские носки всегда стоят дешевле, чем такие же женские с небольшим рисунком. Хотя шьют на одном производстве из одинаковой ткани.
Ещё цифры. Женские шампуни и кондиционеры стоят дороже мужских на 48 %, дезодорант — на 3 %, мыло — на 6 %, пена для бритья — на 4 %.
ОБЪЯСНЕНИЕ МАРКЕТОЛОГА
С позиции маркетолога могу сказать, что трудно заставить человека платить за товар больше, если он сам этого не хочет. Поэтому более дорогой товар «для женщин» прежде всего нравиться сами женщинам. Девушки готовы переплачивать только за эстетические свойства вещей без утилитарной пользы. Между двумя идентичными товарами девочки предпочитают тот, что на их взгляд «красивее», а скучными и серыми вещами пусть пользуются мужчины.
Женщины по-прежнему чувствуют себя обязанными выглядеть «красиво». Бесконечное стремление к совершенству у дам в крови.
Да и психология принятия решений при покупке у женщин и мужчин абсолютно разная. Для большинства представительниц прекрасного пола шопинг это отдых.
Ещё один пункт касается женщин на постсоветском пространстве. Они по-прежнему слишком нуждаются в оценивании своей внешности, и именно этой особенностью пользуются маркетологи. Зависимость от внешней оценки заставляя тратить больше на предметы гигиены, косметику, одежду, аксессуары.
КТО И КАК БОРЕТСЯ С НЕОБОСНОВАННОЙ НАЦЕНКОЙ
Тем, кому не нравиться «розовый налог» могут повлиять на ситуацию. Например, закупаться в мужских отделах, при этом выбирать гендерно-нейтральные товары. Ту же бритву можно купить в мужском отделе.
Абсурдные товары появляются из-за сексизма, поэтому избавление от стереотипов в обществе поможет убрать подобное неравенство в цене. Наконец-то мы уходим от цветовых стереотипов: розовый уже не является синонимом женский, а голубой – мужским.
В США уже на законодательном уровне призывают запретить компаниям устанавливать разные цены в зависимости от пола, а также запрещают делить некоторые товары и услуги на женские и мужские.
А, например, в Корее девушки запустили флешмоб: выброси свою косметику и опубликуй фото в инстаграме под тегом #escapethecorset (#ИзбавитьсяОтКорсета).
Мой совет:
Ищите аналог. Если на этикетке написано “ для женщин” не торопитесь покупать, поищите аналогичный товар в мужском отделе. Отомстите маркетологам. Купите товар подходящий вам по цене, а не половой принадлежности. Берите унисекс. Универсальные модели одежды и даже духи подойдут как мальчикам, так и девочкам. И никаких переплат!