У чувашей на первом этапе свадебного обряда невесту одевали в девичий костюм, включавший рубаху, кафтан, передник, пояс, головной убор тухья и украшения. В руках невеста могла держать полотенце, которым вытирала слёзы во время исполнения плача. Главным отличием костюма невесты было свадебное покрывало пӗркенчӗк (от глагола пӗркен – покрываться, укутываться), полностью закрывавшее девушку. Покрывало сшивали из трёх полотнищ конопляного холста, углы украшали композицией из пяти розеток, вписанных в квадрат. Покрывало накидывали на невесту во время обряда одевания, происходившего в клети или амбаре. При этом невеста два раза сбрасывала с себя покрывало, а затем оставалась под ним в продолжении всей свадьбы. Снимали покрывало в доме жениха. Мальчик из родственников жениха, танцуя, три раза подходил к невесте, держа в руках веточку с тремя сучками, на которых была нанизана салма (обрядовое блюдо из сваренных кусочков теста), говоря: «Невестка! Хочешь ли салмы? Ты поела бы, да я не дам!». На третий раз он неожиданно сдёргивал с невесты покрывало и прятал его в амбаре в муку.
Кульминацией свадьбы была смена девичьего костюма на женский, после которой невеста становилась замужней женщиной. Невесте надевали женские украшения и головной убор, состоявший из полотенцасурпан и шапочки с открытым верхом хушпу, а там, где существовали различия между девичьими и женскими рубахами, – и рубаху. Женские одежда и украшения были обязательной частью приданого, хранившегося в долблёных кадках ҫупҫе либо сундуках.
Костюм невесты средненизовых чувашей можно увидеть на выставке Российского этнографического музея «Свадебный костюм нардов Евразии».
Автор текста: научный сотрудник отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья, Кашпар Наталья Юрьевна