Ингмар Бергман — один из самых влиятельных европейских режиссеров ХХ века. У него обширная и впечатляющая фильмография, но именно фильм "Персона", снятый в 1966 году он считал одним из лучших своих достижений в творчестве.
В картине идет речь о театральной актрисе, потерявшей голос и медсестре, ухаживающей за ней на берегу моря. И чем больше эти двое проводят время вместе, тем сильнее их образы сливаются воедино.
Согласно истории возникновения фильма "Персона" в 1965 году Ингмар Бергман на прогулке встретил двух актрис Лив Ульманн и Биби Андерссон и его поразила внешняя схожесть двух женщин. Это сходство заинтриговало его таким образом, что в конечном итоге он задумал написать сценарий о двух людях, которые теряют свою идентичность растворяясь друг в друге. В итоге появилась постмодернистская картина с долей сюрреализма и ониризма. "Персона" - это экспериментальная драма, в которой рассматриваются неоднозначные отношения медсестры и актрисы, которые приводят к проблеме самоидентификации личности.
В «Персоне» размышляется о том какой образ мы проецируем на окружающих и какой образ является истинным — по сути это два разных образа. В картине изобилуют крупные планы лиц обеих героинь, которые стремятся слиться воедино. Сложная дихотомия, которую Бергман мастерски развивает в « Персоне», благодаря интерпретациям Лив Ульманн и Биби Андерссон.
Таким образом, экран становится зеркалом, а зритель наблюдает за всем сквозь это зеркало. В кульминационном моменте обе женщины смотрятся в зеркало и удивленно замечают свое сходство, а затем направляют взгляд на зрителя словно задавая немой вопрос: а что внутри у тебя?
Чтобы понять метафору зеркала, необходимо обратиться к начальной сцене, где на экране транслируются разрозненные кадры. Ребенок просыпает и подходит к экрану, чтобы прикоснуться к нему. Что представляет собой ребенок? Что означают эти кадры? В итоге все ответы находятся в самом фильме от поиска смысла жизни до понимания своей сексуальности. А ребенок является наблюдателем, который, как и зритель пытается расшифровать все то что происходит.
Медсестра и актриса много времени проводят вместе, но так как актриса онемела, медсестра постоянно ведет монологи, все глубже и глубже погружаясь в свое внутреннее я до тех пор пока не станет очевидным что личности их стираются и превращаются в единого человека. Эти монологи сыграли не малую роль в признании фильма как шедевра.
Фильм «Персона» - это нечто большее чем просто шедевр. Это эстетичный и иллюзорный фильм, снятый в тот период, когда великие деятели авторского кино проецировали экзистенциальные проблемы на пленке, например "Восемь с половиной" Федерико Феллини и "Андрей Рублев" Тарковского.
Читайте так же:
"Святая гора". Фильм Алехандро Ходоровски - квинтэссенция экспериментального кино
.