В 6 класс я пошла в новую школу. И стала аутсайдером. В классе были не рады новеньким и активно это демонстрировали: игнор, равнодушие, шепотки за спиной, злые шутки. Так я оказалась одна за последней партой.
А передо мной сидели хулиганы-двоечники: Ваня и Антон. Их в классе тоже не любили, И мы вполне себе мирно уживались на фоне всеобщего отторжения: вместе дежурили, они мне помогали, если было тяжело, по одной дороге шли домой вечером, болтали о разном.
Но они попрежнему оставались хулиганами и обижали одноклассниц. Правда обижали.
И вот однажды, после уроков всех девочек попросили задержаться. Поздний вечер. У доски, как на лобном месте, сидела мама Ваньки, а сам он стоял рядом с ней. Девочки поочерёдно вставали и рассказывали, как их Ваня обижает. Одна, вторая, третья - все обвиняли, классный руководитель стыдила. Мама начала плакать. Ванька злобно зыркал на девчонок. Мне было так тошно, что я не могла это вынести - встала, сказала, что мне Ванька ничего плохого не сделал и сбежала. Просто сбежала, и весь вечер и ночь чувствовала себя предателем - не вступилась, не поддержала. Я думала, как же теперь Ванька будет ненавидеть девчонок за это вот все и особенно за мамины слёзы. Мне тогда казалось, что он тоже не спит. Нам было по 11 лет тогда и все это было так остро!
Через неделю Ваня, схватив одноклассницу за косу, протащил ее волоком по полу коридора. Это было чертовски больно. И страшно. И мне кажется - закономерно.
Вы скажете, что это было черт знает когда, и вообще, но нет, такое и сейчас случается.
Я ненавижу Советы профилактики: взрослые люди садятся кружком и начинают кошмарить одного ребёнка/подростка и его родителя. Глаза бы мои такое не видели. Но я прихожу, если дело касается ребёнка, с котором я работала. И рассказываю ему и его маме о том, какой он на самом деле классный и как он важен для меня, как я переживаю из-за возникших у него проблем, и как хочу помочь - скажите чем. Коллеги в такие моменты меня ненавидят. Вот только я уже большая девочка и не боюсь чьего-то там неодобрения.
Стыд и страх ещё никому не помогли выбраться из проблем, стать лучше, заинтересоваться учебой. Даже в самом «отпетом» хулигане и прогульщике много хорошего, и ему надо помочь почувствовать себя хорошим, не отверженным - а важным. Принятие и поддержка, вот что важно.
Причём принятие и поддержка важны не только со стороны учителя, но и класса. Чем больше людей готовы протянуть руку помощи, улыбнуться, сказать что-то приятное, тем больше шансов вытянуть ребёнка из той ситуации, в которую он попал. Самые «трудные» нуждаются в самой большой поддержке и любви.
Я учу своих учеников оказывать такую поддержку друг другу. Это дело не одного месяца и даже не одного года. Но когда это начинает работать, то эффект того стоит.
Отвержение, непринятие, игнорирование - все это формы травли. В Финляндии, когда группа детей не принимает в игру одного и того же ребёнка на протяжении некоторого времени - недели и больше, это приравнивается к травле. Объяснения: он нам не нравится, с ним не интересно, он ... - не важно какой он, объясняют детям учителя - важно какие ВЫ. Вы добрые? Вы внимательные к потребностям других людей? Вы не хотите сделать больно другому? Вы ведь такие, значит должны так поступать с ЛЮБЫМ человеком. Мы все хорошие на самом деле. Мы живем в обществе хороших людей. Это то, что взрослые транслируют детям, день за днём, час за часом. И это одна из причин, почему жители Финляндии счастливы.
Я собственно все это начала не просто так. Легко сказать - учить детей принимать друг друга. А в реальности это вовсе не просто. Это очень-очень сложно - научить своих учеников находить хорошее в каждом своём однокласснике, научить писать/говорить приятное друг другу, вспоминать моменты, которые нас связывают, которые показывают, что мы вместе и важны друг для друга - как отдельные люди и как класс.
Чтобы делать это было легче, я сделала шаблоны баночек для комплиментов: в течение учебного дня или целой недели ребята могут писать на сердечках комплименты, пожелания, слова благодарности и просто приятные мелочи друг для друга и складывать в баночки. Каждый каждому.
Эти банки можно использовать в начале учебного года и в мае, когда году уже завершается; перед 14 февраля или на день рождения. С помощью таких вещей можно благодарить друг друга, описывать художественные произведения, загадывать желания. Все зависит от фантазии того, кто использует эти материалы
Больше информации вот здесь Практический муми-троллинг: шаблоны банок для комплиментов с доп.элеменами для оформления доски (ideateach.org)