Найти в Дзене
Жанна

Отверженные в классе

В 6 класс я пошла в новую школу. И стала аутсайдером. В классе были не рады новеньким и активно это демонстрировали: игнор, равнодушие, шепотки за спиной, злые шутки. Так я оказалась одна за последней партой.

А передо мной сидели хулиганы-двоечники: Ваня и Антон. Их в классе тоже не любили, И мы вполне себе мирно уживались на фоне всеобщего отторжения: вместе дежурили, они мне помогали, если было тяжело, по одной дороге шли домой вечером, болтали о разном.

Но они попрежнему оставались хулиганами и обижали одноклассниц. Правда обижали.

И вот однажды, после уроков всех девочек попросили задержаться. Поздний вечер. У доски, как на лобном месте, сидела мама Ваньки, а сам он стоял рядом с ней. Девочки поочерёдно вставали и рассказывали, как их Ваня обижает. Одна, вторая, третья - все обвиняли, классный руководитель стыдила. Мама начала плакать. Ванька злобно зыркал на девчонок. Мне было так тошно, что я не могла это вынести - встала, сказала, что мне Ванька ничего плохого не сделал и сбежала. Просто сбежала, и весь вечер и ночь чувствовала себя предателем - не вступилась, не поддержала. Я думала, как же теперь Ванька будет ненавидеть девчонок за это вот все и особенно за мамины слёзы. Мне тогда казалось, что он тоже не спит. Нам было по 11 лет тогда и все это было так остро!

Через неделю Ваня, схватив одноклассницу за косу, протащил ее волоком по полу коридора. Это было чертовски больно. И страшно. И мне кажется - закономерно.

Вы скажете, что это было черт знает когда, и вообще, но нет, такое и сейчас случается.

Я ненавижу Советы профилактики: взрослые люди садятся кружком и начинают кошмарить одного ребёнка/подростка и его родителя. Глаза бы мои такое не видели. Но я прихожу, если дело касается ребёнка, с котором я работала. И рассказываю ему и его маме о том, какой он на самом деле классный и как он важен для меня, как я переживаю из-за возникших у него проблем, и как хочу помочь - скажите чем. Коллеги в такие моменты меня ненавидят. Вот только я уже большая девочка и не боюсь чьего-то там неодобрения.

Стыд и страх ещё никому не помогли выбраться из проблем, стать лучше, заинтересоваться учебой. Даже в самом «отпетом» хулигане и прогульщике много хорошего, и ему надо помочь почувствовать себя хорошим, не отверженным - а важным. Принятие и поддержка, вот что важно.

Причём принятие и поддержка важны не только со стороны учителя, но и класса. Чем больше людей готовы протянуть руку помощи, улыбнуться, сказать что-то приятное, тем больше шансов вытянуть ребёнка из той ситуации, в которую он попал. Самые «трудные» нуждаются в самой большой поддержке и любви.

Я учу своих учеников оказывать такую поддержку друг другу. Это дело не одного месяца и даже не одного года. Но когда это начинает работать, то эффект того стоит.

Отвержение, непринятие, игнорирование - все это формы травли. В Финляндии, когда группа детей не принимает в игру одного и того же ребёнка на протяжении некоторого времени - недели и больше, это приравнивается к травле. Объяснения: он нам не нравится, с ним не интересно, он ... - не важно какой он, объясняют детям учителя - важно какие ВЫ. Вы добрые? Вы внимательные к потребностям других людей? Вы не хотите сделать больно другому? Вы ведь такие, значит должны так поступать с ЛЮБЫМ человеком. Мы все хорошие на самом деле. Мы живем в обществе хороших людей. Это то, что взрослые транслируют детям, день за днём, час за часом. И это одна из причин, почему жители Финляндии счастливы.

Я собственно все это начала не просто так. Легко сказать - учить детей принимать друг друга. А в реальности это вовсе не просто. Это очень-очень сложно - научить своих учеников находить хорошее в каждом своём однокласснике, научить писать/говорить приятное друг другу, вспоминать моменты, которые нас связывают, которые показывают, что мы вместе и важны друг для друга - как отдельные люди и как класс.

Чтобы делать это было легче, я сделала шаблоны баночек для комплиментов: в течение учебного дня или целой недели ребята могут писать на сердечках комплименты, пожелания, слова благодарности и просто приятные мелочи друг для друга и складывать в баночки. Каждый каждому.

Банки с комплиментами можно размещать на полках-карманах из прозрачной пленки. Пробковая доска обтянута синей крафт-бумагой.
Банки с комплиментами можно размещать на полках-карманах из прозрачной пленки. Пробковая доска обтянута синей крафт-бумагой.
В крышке банок можно проделать отверстие дыроколом и с помощью ленты/тесьмы привязать этикетку с именем. Или наклеить этикетку прямо на банку
В крышке банок можно проделать отверстие дыроколом и с помощью ленты/тесьмы привязать этикетку с именем. Или наклеить этикетку прямо на банку
-4

Эти банки можно использовать в начале учебного года и в мае, когда году уже завершается; перед 14 февраля или на день рождения. С помощью таких вещей можно благодарить друг друга, описывать художественные произведения, загадывать желания. Все зависит от фантазии того, кто использует эти материалы

Для подготовки шаблонов банок, Вам понадобятся ножницы, прозрачная пленка (в такую цветы заворачивают), дырокол и клей. Если следовать инструкции в файле, банки будут многоразовыми.
Для подготовки шаблонов банок, Вам понадобятся ножницы, прозрачная пленка (в такую цветы заворачивают), дырокол и клей. Если следовать инструкции в файле, банки будут многоразовыми.

Больше информации вот здесь Практический муми-троллинг: шаблоны банок для комплиментов с доп.элеменами для оформления доски (ideateach.org)