Случай, когда взрослый в порыве гнева вырывает лист из тетради- не такая уж и редкость. Можно отмахнуться: у нас в детстве тоже вырывали, и ничего, пережили как-то. Можно осудить несдержанного взрослого - учителя или родителя.
Ведение тетрадей в школе - вопрос сложный: поля, единый орфографический режим, отступление клеточек и линеечек. Выполнение инструкций детям даётся не так-то просто, почерк часто оставляет желать лучшего и проверяя тетради мы тяжело вздыхаем, а иногда - злимся и бесимся от бессилия.
Расскажу историю из своей жизни. Надеюсь, мой опыт будет полезен. 2011 год, мой первый год работы учителем в детском доме. Перед началом учебного года подошла к первому заму, он канцелярскую и тетради выдавал. Мне были нужны общие, желательно формата А4, а выдали стопку обычных по 12 листов. Я возмутилась. На что получила ответ: они (дети), выходя с урока выбрасывают тетрадь, в которой на уроке писали, если, вообще, писали, так что общие тетради переводить не будем. Для меня тетрадь - это средство, ресурс и очень важный. Мне надо, чтобы ребята не только вели тетрадь, но и хранили старые тетради, чтобы можно было к ним обращаться в случае необходимости. А тут такие заявочки!
Пришла домой, перевернула все файлы на компьютере и сделала обложки с контурными рисунками в стиле предмета - для раскрашивания. Распечатала на всех своих будущих учеников с запасом. Купила клей и прозрачные обложки на тетради. Подготовилась :)
На первом уроке рассказала, почему важно вести тетрадь, как это делать и как мы решим проблему с отсутствием общих тетрадей - когда тонкая тетрадочка закончится, мы к ее «спине» подклеим следующую тетрадь. А чтобы тетради хорошо выглядели, их нужно красиво оформить - и раздала обложки-раскраски и прозрачные обложки, чтобы красоту защитить (во время лабораторных работ это не лишнее, особенно если селедку вскрывать). Думаете, что в это включились только малыши? Нет, восьмиклассникам тоже понравилось.
В чем соль? Тетрадь, на которую наклеена обложка, которую полчаса раскрашивал, выбросить после урока жалко. Если этой жалости хватило до подклеивания второй тетради, то «общую» тетрадь выкидывать ещё жальче - столько уже написано и нарисовано! В итоге, все два года, пока я работала в ДД, у моих учеников были «общие» тетради и они их хранили как зеницу ока - там же столько всего важного внутри!
И это работает не только с детьми из детских домов. Обычным домашним детям такой подход тоже помогает, проверено. Они тетради после уроков, конечно, не выкидывают, но сфокусировать внимание на правилах ведения тетради и почерке им бывает очень даже нужно.
Можно к этим обложкам подтянуть волшебную историю о том, как от старания ребят в классе тетради расцвели. Можно выдать обложки как всему классу сразу, так и только некоторым ученикам, например, тем, у кого возникают наибольшие проблемы с ведением тетради. Мой опыт показывает, что поддержка и доверие важнее поощрения, поэтому мои обложки - не способ выделить тех, у кого все хорошо, а возможность помочь тем, у кого пока не получается. И не важно с чем связано это «не получается»: с поведением, гиперактивностью, ленью, нежеланием, неумением или ещё с чем-то. Для меня важно показать, что он, этот ребёнок, не один в этой борьбе за тетрадь, что я вместе с ним, а не против него.
Красивая, лично раскрашенная, обложка вызывает желание сделать красиво и внутри тетради. Вы ведь замечали, что чем больше сил мы вложили во что-то, тем это что-то становится для нас дороже, ценнее. И увидев изкаляканную страничку в тетради, ребёнок бежит спрашивать: а можно ее вырвать/заклеить и переписать. Сам решает переделать неудачную работу. Сам, это важно. Между вырванной значимым взрослым - родителем или учителем - страницей и желанием ребёнка переделать - пропасть.
На лекции по физиологии головного мозга в Университете, преподаватель предложила провести небольшой эксперимент. Два студента вышли из аудитории, а остальные загадали действие, которое нужно выполнить - подойти к шкафу и взять любую книгу. Когда зашёл первый студент, на каждое его неправильное действие аудитория свистела и топала ногами. Уже через две попытки студент выглядел растерянным и подавленным. За 15 минут он так и не смог понять, что ему было нужно сделать. Когда вошёл второй студент, аудитория начинала ему хлопать каждый раз, когда он делал что-то, что приближало его к цели и молчала, когда он делал что-то не то. Цель была достигнута за 5 минут.
Это была наглядная демонстрация двух парадигм: воспитание наказанием и воспитание любовью. Каждый из нас на протяжении жизни сталкивается и с тем, и с другим, но сам по себе опыт ничего не даёт - нужен его анализ, рефлексия - так мы можем сознательно выбирать свои подходы в работе в классе.
Мы не идеальны. Мы можем в порыве раздражения забыть о любви, принятии и поддержке - вырвать лист из тетради, отругать, пристыдить; но потом, когда остынут страсти, задуматься о том, что чувствовал маленький человек в тот момент, и раскаяться в содеянном: попросить прощения и показать, что верим в него и готовы помочь.
Есть типичная учительская фраза: «Тетрадь - лицо ученика». Мне в ней слышится: раз я плохо пишу в тетради, значит я плохой ученик, я некрасивый, я неприятный, грязнуля, небрежный, я не нравлюсь маме и учительнице. Зачем мне это?! Я хочу, чтобы он был убежден в обратном!
Обложки для тетрадей - не панацея. Это просто одно из средств показать ребёнку, что мы рядом и готовы помочь, что мы заодно, что верим в него и не отворачиваемся, когда ему трудно и что-то идёт не так.
Такие обложки можно купить вот здесь:
Обложки-раскраски для тетрадей_Цветущая тетрадь (ideateach.org)
Обложки-раскраски для тетрадей_Космическая тетрадь (ideateach.org)
Обложки-раскраски для тетрадей_Сплошное удовольствие (ideateach.org)
Обложка сама по себе не работает, и никого не мотивирует. Мотивирует наша Вера в силы ребёнка, принятие его со всеми его трудностями и сложностями характера, наша уверенность в том, что ведение тетради - важно. Обложка просто помогает это проявить. Вроде бы мелочь, но мелочь важная.