Музыка - часть нашей повседневной жизни: она сопровождает и окружает нас повсюду. Люди связаны с этим искусством уже минимум 250000 лет. Зачем же нам это нужно? Каковы функции и назначение музыки?
На протяжении многих лет ученые самого разного толка задаются этим вопросом. Существует множество гипотез родом из антропологии, нейробиологии, искусствоведения, философии и т.д. Огромную работу по переосмыслению и обобщению всей этой информации проделала группа психологов: Томас Шефер, Петер Седлмайер, Кристин Штедтлер (США, Университет штата Огайо) и Дэвид Гурон (Германия, Технологический университет Хемница). Они насчитали около 500 различных функций музыки, предлагаемых в трудах ученых последних десятилетий. Кроме того, они провели собственное довольно масштабное эмпирическое исследование, в котором приняли участие 834 респондента разных возрастов.
Эволюционные подходы к ответу на вопрос о функциях музыки отталкиваются от возможных причин ее происхождения в принципе. Вот несколько вариантов из подобных работ:
- Музыка возникла для привлечения противоположного пола, как часть естественного отбора. Она играет функцию подобную хвосту павлина: привлечь внимание потенциального партнера, заинтересовать, показать, что он здоров и полон сил, продемонстрировать свои ресурсы и умения;
- Музыка создавалась для общения: координации действий в группе (например, в лесной местности, чтобы понимать кто где находится) и для передачи эмоций (как универсальный язык общения, особенно когда слов либо еще не было совсем, либо надо договориться с незнакомым племенем);
- Происхождение музыки также объясняется необходимостью социального сплочения: военные мотивы для поднятия боевого духа, веселые для празднования и пиршеств, траурные для выражения общей скорби, гимны для привития чувства патриотизма песни и особенные песни для объединения семьи.
- Родителям необходимо было успокаивать ребенка для того, чтобы освободить руки и заняться другими делами. Убаюкивания помогали ребенку уснуть, а более бодрые и веселые мотивы позволяли ребенку слышать, что мама где-то рядом, хоть и не держит его на руках.
Неэволюционные подходы рассматривают функции музыки в отрыве от истории ее происхождения, т.к. это практически невозможно проверить. Ученые этого подхода задаются вопросом, зачем мы слушаем музыку сегодня. Они отмечают огромное множество функций, вот лишь некоторые из них:
- Развлечение и получение удовольствия от прослушивания;
- Культурная идентификация: принадлежность к народу, приверженность какому-то стилю и жанру музыки;
- Формирование личностной идентичности: самовыражение через музыку, переосмысление себя и своей жизни в ощущениях от прослушивания и т.д.;
- Эстетические переживания, новые ощущения;
- Вхождение в несколько иное состояние, уход от реальности, медитация, транс;
- Активизация воспоминаний и ассоциаций, ностальгия;
- Управление настроением как своим личным, так и чужим (саундтреки в кино, музыка в магазинах и примерочных);
- Политическая функция: выражение своей позиции в песне, подъем революционного или патриотического настроения, пропаганда и т.д.;
- Двигательная активность: для танцев, спорта и прочее;
- Психотерапевтический эффект: выражение и выплеск эмоций, облегчение своего состояния, катарсис, получение поддержки в словах песни и др.;
- Повод для общения: концерты, совместное прослушивание или создание музыки, коллекционирование пластинок, обсуждение клипа.
Представленные списки далеко не являются полными и исчерпывающими. Хотелось бы получить все-таки список покороче, что и сделали Т. Шефер, П. Седлмайер, К. Штедтлер и Д. Гурон. После анализа имеющихся исследований они провели опросы людей и получили огромное множество ответов, которые с помощью статистических методов обработки данных смогли обобщить до трех крупных категорий функций. Вот, что у них получилось...
1) Функция самосознания: музыка помогает людям задуматься о том, кто они, кем они хотели бы быть и как прожить свой жизненный путь.
Сюда вошли такие ответы как: "музыка отвлекает мое сознание от внешнего мира", "музыка заставляет меня поверить в себя и свои силы", "музыка утешает меня", "музыка добавляет смысл в мою жизнь".
2) Функция социальной взаимосвязи: люди могут использовать музыку, чтобы чувствовать себя ближе к своим друзьям и близким, чтобы проявить свою индивидуальность и выразить ценности другим, а также для сбора информации о своем социальном окружении.
Примеры ответов: "музыка помогает мне показать, что я принадлежу к определенной социальной группе"; "музыка заставляет меня чувствовать связь с моими друзьями"; "музыка помогает понять, как думают другие люди".
3) Функция регулирования настроения и активности: использование музыки в качестве фона, развлечения, средства для достижения определенного настроения или способа регулирования физиологическое возбуждения.
Примеры ответов: "музыка - отличное времяпрепровождение"; "музыка может отвлечь меня от забот"; "музыка может сделать меня веселым"; "музыка помогает мне расслабиться"; "музыка делает меня более бодрым".
Исследователи также попробовали проанализировать значимость данных функций. На основе анализа ответов респондентов на первое место выходит функция регулирования настроения и активности как наиболее важный аспект прослушивания музыки. На втором месте с небольшим отрывом шла функция самосознания. А вот функция социальной взаимосвязи заметно отставала от первых двух по своей весомости, получив третье место. То есть сегодня люди реже слушают музыку по социальным причинам и чаще используют ее для того, чтобы избавиться от скуки, поддержать приятное настроение и создать комфортное личное пространство. Ученые попробовали объяснить это особенностью современной западной культуры, представителей которой и опрашивали. В западных ценностях делается акцент на индивидуальность: самопознание и личное благополучие более высоко ценятся, чем социальные отношения. Возможно, на восточной выборке результат будет сильно отличаться.
Таким образом, музыка играет большую роль в нашей жизни уже испокон веков и по сей день. И каждый, наверно, ищет в ней что-то свое... А для чего Вы слушаете музыку?
Материал подготовлен на основе статьи:
Thomas Schäfer, Peter Sedlmeier, Christine Städtler and David Huron "The psychological functions of music listening" / Frontiers in Psychology // 2013
https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2013.00511/full