Своего рода компенсацией любой домашней уборки могут стать неожиданные находки, например, редкие документы, потерянные справки, заначка мужа или жены. В эпоху пластиковых денег часть из перечисленных находок уже скорее исключение, но иногда случаются.
Уборка в доме, доставшемся в наследство о родителей принесла суперприз, супербонус в виде небольшого сборника стихов с автографами авторов, в том числе Бориса Пастернака. Да, того самого, автора произведения «Февраль. Достать чернил и плакать!», написанном в 1912 году, но несколько раз переписанным автором.
В семейной библиотеке затерялся тонкий, как тетрадка сборник книгоиздательства «Лирика». С первых страниц чернилами обращение к Вере Оскаровне и подпись «Н.Асеев».
Вскоре становится понятно, что сборничек принадлежал Вере Оскаровне
Анисимовой – она же Вера Станевич. Поэтесса Серебряного века входила в небольшую литературную организацию «Лирень», в которой состояли ее муж Юрий Анисимов, Николай Асеев , Борис Пастернак, а возглавлял Сергей Бобров. И это первый альманах, который они выпустили вместе, соавторы подписали Вере Оскаровне свои стихи.
Удалось выяснить, что это был их первый совместный сборник, напечатанный небольшим тиражом, всего 200 экземпляров. В этом сборнике впервые были опубликованы стихи Бориса Пастернака, который до этого не относился к своему занятию серьезно. Наверное, этим объясняется его фраза обращенная Вере Станевич,
"…покоряясь стихам".
Три стихотворения Пастернака в этом сборнике были опубликованы в единственном варианте, поэт их потом переписал, и во всех последующих изданиях, в частности, стихотворение «Февраль…» мы читаем уже в скорректированном варианте.
Кстати, бессмертный «Февраль» Пастернак посвятил Константину Локсу, поэту, литературному критику. И в конце сборника, напротив фамилии Локса видимо рукой Веры Станевич подписано: «Который был, есть и будет верен маленькому злобному ангелу». Известно, что юный поэт иногда отпускал остренькие шутки в сторону слишком современной коллеги.
В сборнике «Лирика» опубликованы стихи Веры Станевич, Бориса Пастернака, Юлиана Анисимова, Николая Асеева, Алексея Сидорова, Сергея Рубановича, Сергея Дурылина (под псевдонимом «С. Раевский»), Константина Локса. Уже через год группа «Лирика» распалась, Пастернак, Бобров, Асеев организовали группу «Центрифуга». Н
о это другая история.
Вопрос: как попал редкий сборничек в семейную библиотеку, которая находится далеко в Сибири? По одной из версий, прадед Юлий Геккер мог купить книгу на букинистических развалах в Москве, или в Париже.
А вам преподносили сюрпризы генеральные уборки в доме?