Найти в Дзене

400 верст за один день?! Про скорость путешествий в экипаже

Оглавление

С какой скоростью путешествовали на лошадях? Это зависело от состояния дорог и от того, есть ли возможность менять лошадей. Кони, конечно, быстро устают, но их можно заставить работать посменно! Поэтому в истории «допаровозных» путешествий бывали впечатляющие рекорды.

В прежней статье мы рассказали, как ездили верхом, если не было возможности менять коней. Одним словом: медленно (про расстояния и скорости – в статье).

Однако упряжные лошади – без «перегруза» и на неплохих дорогах – могут добиваться лучших результатов.

«На долгих»

В 1801 году русская помещица путешествовала по черноземной глубинке, преодолевая по 50 верст (то есть 53 километра) в день. Мемуаристка называет эту скорость медленной и объясняет ее плохими дорогами.

Помещица в пути. Картина Николая Сверчкова, 1855 год. Wikimedia
Помещица в пути. Картина Николая Сверчкова, 1855 год. Wikimedia

В целом, в зависимости от качества дорог, экипажи проезжали по 50-75 километров в день, если не менять лошадей. Если же эту скорость увеличить, лошади потребуют долгого отдыха.

Для сравнения: кавалерийский полк, не спеша, движется со скоростью 45-50 километров. Коню сложнее долго нести на себе всадника, чем квадриге коней – везти повозку (если она не перегружена). Кроме того, «скорость флота равна скорости самого тихоходного судна».

Вернемся к экипажам! Итак, русский помещик пушкинских времен преодолевал 50-70 километров в день, если он ехал «на своих», или «на долгих». Так называли медленное, но дешевое путешествие на собственных лошадях. Существовал и другой вариант – ездить быстро, но дорого!

«Летя в пыли на почтовых»

На больших дорогах каждые 25-30 верст располагались станции с казенными лошадьми. На сменных лошадях катались не только фельдъегери или чиновники, едущие «по казенной надобности». Можно было отправиться и «по своей надобности», оформив подорожную и «платя прогоны», то есть деньги за лошадей: от 8 до 10 копеек за лошадь на версту.

Тройка. Картина Николая Сверчкова, 1848 год. Wikimedia
Тройка. Картина Николая Сверчкова, 1848 год. Wikimedia

Путь из Москвы в Нижний Новгород (не по прямой, а по дороге) составлял ок. 430-450 верст. Нетрудно посчитать, что за такое путешествие на тройке приходилось платить больше 100 рублей. Для сравнения: путешествие на 500 верст на дюжине «своих» лошадей (четыре тройки) стоило бы только 20-25 рублей.

Короче говоря, «лететь в пыли на почтовых» – недешевое удовольствие. Зато 100 верст в день! Всего 4 дня – и вы в Нижнем.

Конечно, 100 верст в день – далеко не предел. Путешественники ездили бы намного быстрее, если бы не приходилось ждать коней на станциях. Дело в том, что станционные смотрители давали лошадей в первую очередь курьерам, во вторую очередь – едущим «по казенной надобности», потом – обладателям высоких чинов. Это снижало скорость путешествия «маленького» человека.

На станции. Музей в деревне Выра. Wikimedia
На станции. Музей в деревне Выра. Wikimedia

В таких условиях быстро ездил тот, кто умел стукнуть кулаком по столу и прикрикнуть на станционного смотрителя. Пушкин (несмотря на чин титулярного советника) это умел. В 1833 году он проехал от Москвы до Нижнего за три с половиной дня (то есть по 135-140 километров в день). Но ему помогла и подорожная, подписанная почт-директором.

Как вы, конечно, поняли, это не предел. «Государственные» люди ездили быстрее. Еще в середине XVIII (когда порядка было меньше) скорость курьеров доходила до 250 километров в день. С такой быстротой расходились по стране важные новости (например, о кончине императора).

А XIX век? Кто в пушкинские времена ездил быстрее всех?

Император бьет рекорды

Николай I любил быструю езду. Поскольку для царя сменных коней всегда хватало, именно он путешествовал с самыми фантастическими скоростями. Для этого появились и технические возможности: к 1833 году между Петербургом и Москвой было построено шоссе длиной 702 версты, с 25 станциями.

Николай I на зимнем выезде. Картина Николая Сверчкова, 1851 год. Wikimedia
Николай I на зимнем выезде. Картина Николая Сверчкова, 1851 год. Wikimedia

В начале декабря 1833 года Николай I промчался из Москвы в Петербург за 38 часов. Скорость его составила 443 версты (473 километра) в день. Царь ехал днем и ночью. Свежих лошадей перепрягали на каждой станции, что отнимало всего несколько минут, так как смотрителей заранее поставили в известность: здесь проедет император. Средняя скорость Николая I составляла 19 километров в час.

В 1835 году Николай I проехал на санях «по первопутку» от Тулы до Москвы за 7 часов, то есть со скоростью 20 верст (21,3 километра) в час. С такой скоростью свежие лошади мчатся галопом по зимней дороге. Не останавливаясь, царь проехал дальше, от Москвы до Царского села (еще 38 часов).

Строительство шоссейных дорог продолжалось. Подсчитано, что к 1851 году Николай I путешествовал со скоростью 340 верст (362 километра) по обычной дороге и 480 верст (512 километров) в день – по шоссейной. Для путешествия на лошадях это и есть предел возможного: меняя лошадей, днем и ночью галопом по идеальной дороге.

В том же году Петербург и Москву связала железная дорога, что позволило поставить новые рекорды. Между двумя столицами теперь можно было проехать за 23 часа, причем такое удовольствие было доступно не только императору, но и простым смертным.

Все мои статьи в оглавлении журнала «Нетривиальная история».

Читайте также:

900 верст в неделю на одном коне?! Скорость путешествия верхом без мифов
Дьячок Велосипедов: странные старорусские имена и прозвища (2)
«Дездемона? Я твой Ромео!» Невежды не дают соскучиться