7 июля восточные славяне отмечают праздник Ивана Купалы. По времени и названию он совпадает с христианским Рождеством Иоанна Предтечи, который в простонародном понимании и стал «Иваном Купалой». Народное словотворчество пошло по простому логическому пути: «Креститель» – тот, кто купает в воде.
Однако праздник этот является более древним. В славянском язычестве он носил название Ярилина дня.
До утверждения григорианского календаря праздник Купала совпадал с Днём летнего солнцестояния. Поэтому в обрядности якобы христианского праздника сохранилось так много ритуалов, связанных с Солнцем.
Корнями «Ярилины гуляния» уходят даже не в язычество, а в более ранние религиозные верования. Пожалуй, «Колесо года» стало известно людям еще в протонеолите – при переходе от охоты и собирательства к земледелию. Для охотника богом было тотемное животное, так как от животного мира зависела его жизнь. Но около 12000 лет назад что-то заставило человека перейти от присваивающей экономики к производящей – скотоводству и земледелию. Отныне он зависел от «капризов» Матери Земли и ее мужа – Солнца.
Во всех древних культурах летнее солнцестояние воспринимается как наивысший расцвет природы. Солнце-Ярило имеет в этот день наибольшую силу, которой щедро делится со всем живым.
Например, в Китае в этот день считается, что энергия Ян достигает в мире пика, а уровень энергии Инь – минимален. Поэтому в середине лета так легко просыпаться рано утром, легче поддерживать хорошее настроение и сохранять ясность и живость ума. В этот период строго противопоказаны лень, уныние и одиночество.
Последователи Викки и европейские неоязычники позаимствовали название для праздника у кельтов – Лита. Самое важное в этот день – всецело отдаться радости и наслаждению, чествовать жизнь, ощущать полноту бытия.
Обычаи и традиции.
Несмотря на то, что в народном понимании праздник Ивана Купалы – христианский, его традиции и ритуалы всецело языческие. Духовенством они само-собой не поощрялись. Вот, например, как описывает купальские обряды игумен Панфила в «Псковском послании»:
Зашумит город и возгремят в нем люди эти, охваченные беспутством, грехами постыдными, низким отступничеством от Бога – стучат бубны, поют сопели, гудят струны. Плескание и плясание, тайные знаки головой, непристойные крики и вопли из уст, самые непристойные песни – так угождают бесам жены и девы, и телом вихляют, и скачут, и выплясывают... ...выходят волхвы-мужи и жены-чародейки на луга и болота, в степи и дубравы, ища смертной травы и отравного… приворотного зелья на пагубу людям и скоту; тогда же копают дикие коренья, чтобы приворожить и свести с ума мужчин.
Источник: http://lib.pushkinskijdom.ru
Что касается «беспутства и постыдных грехов»: конечно, зрелая любовь Бога и Богини находила отражение в ритуале их чествования. В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» и совершались брачные обряды: перепрыгивание через костёр взявшись за руки, обмен венками (венок в данном контексте – символ девичества), совместные поиски цветка папоротника и купание в утренней росе парнями и девушками.
Конечно, все языческое в христианстве было объявлено греховным, нечистым, дьявольским. А веселые гуляния юношей и девушек стали приравниваться не то что к блуду – чуть ли не к сатанинским оргиям.
А вот пример «непристойной песни»:
Ишли девки в чисто поле,
Цветы ирвать – венки свивать,
Пошли в садок зелененький,
А там бегла речка быстра,
Красны девки венки пускали,
Венки пускали – дружков скликали,
– Дружок мой, дружок, добрый молодец,
Приди ко мне, поймай венок,
Я на головку надену,
На головушку венок,
На ручушку перстенек…
В общем, содержание песен связано с обрядовыми действиями и мифологическим смыслом праздника: все они о любви, радости, цветах, кострах, купании в реке.
В особую группу входят шутливые песни-перебранки между парнями и девицами, которые и запеваются с целью последующего «замирения» с поцелуями. В другое время исполнять купальские песни было не принято и даже считалось грехом.
«Плескание»:
Купание в водоемах – одна из важнейших традиций Ярилина дня. В этот день, согласно повериям, из рек и озер выходит вся нечисть, и вплоть до Перунового (Ильина) дня купаться можно без опасений, а вот со 2 августа – ни-ни. Вода на Купалу наделяется особой живительной силой и магическими свойствами.
В эту единственную ночь, согласно поверьям, вода может «дружить» с огнем. Символом соединения противоположностей являлись костры, которые разжигались по берегам рек. Как и вода, огонь в Купальскую ночь имеет очистительную силу.
Вокруг костра водили хороводы, прыгали через него: кто выше прыгнет, тот будет всех счастливее в этом году. Прыгали через костер с тем, чтобы «очистить себя и предохранить от немочей, порчи, заговоров».
Тех, кто отказывался прыгать через огонь или вовсе не приходил на гуляние, считали ведьмами и колдунами. Их вылавливали на следующий день, обливали водой и хлестали крапивой.
Духовный и психологический смысл этого праздника заключается в следующем:
Расцвет, все самое важное и прекрасное в жизни происходит здесь и сейчас. Нет смысла откладывать что-то на потом, ждать более подходящего момента. Иногда нужно просто зажмуриться и прыгнуть: тогда злые чары рассеются, рядом с тобой станут твои люди, сложные вопросы найдут самые неожиданные решения, которые текущему сознанию кажутся немыслимыми как «дружба» огня с водой. Одним словом, радуйся! Наслаждайся бытием – каждым глотком воды, каждым лучом солнца, каждым вдохом, прикосновением… Не то, жизнь сама закалит тебя огнем и водой: обольют из ведра студеной водицею в самый неподходящий момент, да крапивой обожгут.
Желаю вам в этот день наполнить душу радостью, весельем и благодарностью к жизни!
Буду рада, если свои добрые пожелания вы выразите лайком и подпиской.