Найти тему
Анна об искусстве

Прекрасные мозаики петербургского метро

Оглавление

Как часто мы не замечаем красоты, которая окружает нас в повседневности. Спешим, суетимся, пробегаем мимо. Один из примеров — великолепное убранство станций метрополитена в Санкт-Петербурге. Да, известно, что их считают чуть ли не музеями, но утверждение это настолько тривиально, что многие уже и не замечают, в какой красоте находятся практически ежедневно.

Я стою у мозаики с изображение Владимира Маяковского на одноименной станции
Я стою у мозаики с изображение Владимира Маяковского на одноименной станции

Многие петербургские станции метро украшают великолепные мозаики. Часть из них, выполненные при самом строительстве метрополитена в Ленинграде, воспевают успехи советской власти, другие связаны с названиями станций и посвящены историческим сюжетам, некоторые — чисто декоративны.

Кстати, а почему именно мозаики были выбраны для украшения метро? Мозаика больше всего подходит именно для крупных, монументальных форм. К тому же, она прекрасно сохраняется, что важно в условиях подземного расположения произведений. Даже с античности до нас чаще всего дошли именно мозаики, украшавшие полы и стены богатых домов и общественных зданий.

Мозаика — искусство сильное, яркое. Здесь очень важна игра света на кусочках смальты, но поскольку в метро света мало, упор художники делают на цветовые сочетания и контрасты. Цветов используют немного, что делает изображения близкими к плакату.

Постаралась собрать все мозаики петербургского метро, исторические и более современные. Надеюсь, обратите внимание и вживую, если будете проходить мимо.

Красная ветка

Первая линия метрополитена в Ленинграде протянулась от Автово до Площади Восстания. Эти восемь станций и сегодня считаются самыми красивыми в городе, по ним водят экскурсии, они восхищают тех, кто попадает сюда впервые. И здесь же — самые первые мозаики, относящиеся к 50-м годам. Все они несут идеологическую нагрузку.

Автово

Станцию украшает мозаичное панно, посвященное Победе. Победу олицетворяет женщина, несущая на плече ребенка. Композиция очень динамична: одежды женщины развиваются, она изображена в порыве. За ее спиной — красные знамена, напоминающие пламя, пожигающее врага.

Мозаичное панно на ст. м. Автово
Мозаичное панно на ст. м. Автово

Женщина стоит на пьедестале, вокруг которого — наградные ленты и знамена. По низу надпись: «Наше дело правое — мы победили». Вверху панно венчают слова: «Миру мир». Мозаика, на мой взгляд, является прекрасным живописным гимном Победе.

Вся композиция расположена на золотом фоне, что напоминает нам, как ни странно, еще о традициях христианского мозаичного искусства, где золотой фон был символом надмирности изображаемого и напоминал о Царствии Небесном. Несомненно, при создании мозаики авторы А. К. Соколов и В. А. Воронецкий опирались на памятники мирового искусства.

Балтийская

На м. Балтийская можно увидеть мозаику в нечасто встречающейся флорентийской технике. Это набор из цветных полудрагоценных камней (в этом случае мрамора) разных форм, состыкованных в единый рисунок так, что граница между ними практически незаметна.

Мозаичное панно на м. Балтийская
Мозаичное панно на м. Балтийская

Мозаика отсылает нас к событиям 1917 года и изображает революционных солдат и моряков Балтийского флота, стоящих на фоне крейсера «Аврора». Перед нами обобщенные образы борцов революции, они возвышаются над толпой и смотрят вдаль — в светлое будущее, за которое, как думали, они боролись.

Техника потрясающая эффекты от мрамора создают удивительно живописный фон: будто тучи клубятся над Невой, превращаясь в зарево революции.

Владимирская

В вестибюле над эскалатором метро Владимирская расположено мозаичное панно «Изобилие», созданное художниками А. Мыльниковым, А. Королевым и В. Сноповым.

Панно изображает людей разных национальностей в окружении даров земли: снопов, овощей, фруктов, хлебов. Работа с одной стороны, показывает благосостояние советского общества, восстановившегося после войны, с другой, напоминает о крупном городском рынке, который находится на этой станции метро, — Кузнечном.

Как большинство художественных работ этого периода, мозаика воплощает главные заветы соцреализма: идеализация, демонстрация мощи страны и счастья народа, академические принципы в художественном решении. Снова примечателен золотой фон панно: перед нами подражание лучшим памятникам мозаичного искусства древности.

Синяя ветка

Синяя ветка метро строилась второй. Но она проще и скромнее по убранству, вспомним лишь об убранстве двух станций.

Электросила

В торце зала м. Электросила находится панно «Электрификация СССР», посвященное развитию энергетики в Советском Союзе. Панно создано в 1961 г. по проекту Г. Шилло.

Мозаичная композиция на ст. м. Электросила
Мозаичная композиция на ст. м. Электросила

Техника необычная: панно набрано керамических фрагментов. Мужская фигура — образ «строителя коммунизма», стоит на фоне карты Советского Союза. Отдельными разноцветными фрагментами керамики условно обозначены республики, области и края.

И, конечно, никуда без знаменитой цитаты Ленина: «Коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны». Несмотря на явную программность работы и пропагандистский характер, она заслуживает внимания благодаря оригинальной технике и необычному композиционному решению.

Озерки

На фоне прошлых сюжетов мозаики на м. Озерки неожиданны: никаких сюжетов и пафоса. Лишь умиротворение природы.

Мозаика относится уже к позднесоветскому времени. Она открыта в 1988 г. и выполнена под руководством И. Уралова. Выбор темы неслучаен, в этом районе располагаются прекрасные Парголовские озера.

Панно центрального зала «Отражения» изображает деревья, символизирующие четыре времени года. В их ветвях летают птицы, зимующие и перелетные. Рядом идеально круглое озеро, в котором в утрированной перспективе отражаются деревья. На полу тема озера получает развитие: мы видим медальоны «Озера», в каждом из которых есть белое дерево в окружении синей воды.

Зеленая ветка

На зеленой ветке мозаик немного, но все они очень примечательны с художественной точки зрения.

Елизаровская

Вестибюль станции украшает современное мозаичное панно, созданное в 2016 году художником Е. Быстровым. Оно посвящено историческому прошлому района.

Мозаичное панно на м. Елизаровская
Мозаичное панно на м. Елизаровская

Мозаика изображает промышленный пейзаж: фабрики, заводы и даже верфи — этот район и сегодня наполнен множеством предприятий. Кстати, связь убранства и темы для изображений с названием станции или историей района характерна для большинства более поздних станций метро.

Площадь Александра Невского

Так, например, метро Площадь Александра Невского украшает великолепное панно «Битва Александра Невского с тевтонскими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 году». Мозаика выполнена художником А. Быстровым, проект мозаики были его выпускной работой из Академии художеств.

Площадь мозаики 60 квадратных метров. Это жинамичная, наполненная движением композиция. Центральная фигура — князь Александр, возносящий над головой меч, чтобы разить врага. Несмотря на условность мозаики как техники, художнику удалось передать накал не только в движении персонажей, но и в их мимике, выражении глаз, позах.

На первый взгляд композиция кажется очень скученной, "винегрет", как сказал мне один из спутников. Но благодаря такому эффекту мастер смог выразить крайнее напряжение, масштаб сражения и сделать панно по-настоящему монументальным и эпичным.

Маяковская

Одна из самых ярких и запоминающихся станций. Хотя декор ее достаточно сдержан. Главный элемент — графичный портрет Маяковского и доминирование красного.

Портрет Владимира Маяковского на одноименной станции
Портрет Владимира Маяковского на одноименной станции

Изображение очень соответствует духу поэта и по трактовке, и по колориту: острая, плакатная, минимум средств и мощь самого образа.

Оранжевая ветка

Улица Дыбенко

Станция была открыта к 70-летию Октябрьской революции. Её украшают 7 мозаичных панно, достаточно лаконичных по стилю. Соответственно дате открытия, тематика изображений посвящена революции.

На центральном панно в торце зала — изображение молодой женщины с винтовкой в одной руке и раскрытой книгой в другой. На страницах книги написаны революционные лозунги «Свобода. Мир. Братство. Равенство. Труд». Остальные изображения почты абстрактны и обозначают символы революции и труда — штыки, пламя, серп, молот, снопы пшеницы и ржи, стяг знамени.

Спасская

Станция была открыта сравнительно недавно, в 2011 году. Мозаики здесь посвящены истории Сенной площади, поскольку сама Спасская является пересадочной с метро Сенная. Работала над мозаиками мастерская А. Быстрова, о которой я уже упоминала в связи с мозаиками м. Площадь Александра Невского.

Пять арочных панно из смальты расположились над эскалаторами. При этом удалось создать ощущение объемного пространства, которое обозреваешь как бы изнутри, из окон.

Изображения посвящены жизни Сенной площади и Сенного рынка в 19 веке. Здесь купцы, торговцы и торговки со своим товаром, несуществующий сейчас Спасский собор. На заднем плане можно угадать Александра Пушкина, Николая Гоголя, Федора Достоевского, а также, по задумке авторов, некоторых литературных персонажей (Раскольников, Рогожин, Сонечка Мармеладова). Прекрасно!

Достоевская

Открыта была станция в 1991 году. Убранство её лаконично и даже немного мрачно.

-12

На панно из натурального камня изображен литературный «Петербург Достоевского»: дома, собор, улица. Основное здесь — игра контуров, контрастных цветов и простых геометрических фигур, из которых выстраивается рисунок с перспективой.

Фиолетовая ветка

Самая новая и самая богатая на мозаики ветка! Целых 10 станций украшены прекрасными мозаичными панно. Кратко, но покажу и расскажу обо всех.

Проспект Славы

Убранство недавно открытой станции посвятили героям современной России. Мозаики были выполнены в мастерской А. Быстрова.

В северном вестибюле над эскалаторами установлено мозаичное панно «Слава ВДВ». Оформление южного вестибюля посвящено героям-пожарным.

Международная

Кажется, нужно писать отдельную статью по работам прекрасной мастерской Александра Быстрова. Ведь именно там были созданы лучшие мозаики на современных станциях метро. Как, например, на Международной в 2012 г.

В торце подземного зала изображен «Атлант», поддерживающий Землю. Над эскалаторами мозаичное панно, воплощающее античное происхождение Вселенной с Вавилонской башней, олимпийскими богами, Икаром, Парфеноном и контурами планет.

Бухарестская

Станцию украшают два мозаичных панно, созданных в разных техниках. Они изготовлены в мастерской А. К. Быстрова в 2012 году.

В вестибюле мозаика из цветного мрамора во флорентийской технике «Бухарест» . А в южном торце основного пространства мозаика «Осень» из смальты. Карнизы станции на всем протяжении украшает желтый мозаичный фриз из смальты с пестрым рисунком. Убранство выглядит очень современно и, несмотря на сдержанность, нарядно.

Волковская

Снова нежная флорентийская техника встречается на станции «Волковская». Панно изготовлены в мастерской А. К. Быстрова в 2008 году.

На станции два мозаичных панно — «Волкова деревня» и «Река Волковка», посвященные месту, где располагается станция — реке Волковке и окрестностям.

Звенигородская

Открытие «Звенигородской» в 2008 г. было приурочено к 300-летию Полтавской битвы. Художественное оформление стации посвящено победе русских войск над шведами в 1709 году.

На Звенигородской находится самая большая мозаика петербургского метро. Размер панно «Полтавская баталия» составляет 3,5 на 21 метр. В 2009 году ее исполнили Александр Быстров и его сын Егор Быстров. Мозаичное панно «Полтавская битва», установленное в вестибюле станции, – плод многолетних усилий мозаичистов, работающих в мастерской Академии Художеств. В нем использовались традиционные для русской иконописи цвета: красный, охра, желтый, коричневый, синий. В центре композиции изображен первый русский фельдмаршал Борис Шереметьев. Слева – Петр I ведет Преображенский и Семеновский полк в бой. Справа – шведские войска под командованием Карла XII.

Торцевую стену подземного зала украшает панно «Семеновский полк». Тема связана с тем, что над станцией находились ранее казармы Семеновского полка.

Адмиралтейская

Самую глубокую станцию метро в России украшают несколько панно из смальты авторства художника А. Быстрова и его сына Е. Быстрова, созданные в 2011 году.

Что логично, мозаики посвящены истории Адмиралтейства – первой корабельной верфи России: «Основание Адмиралтейства в 1704 году» , «Адмиралтейство», «Нева», «Нептун».

Спортивная

Мастерская А. Быстрова создала мозаичные панно для двух вестибюлей станции Спортивная.

На Спортивной-I мозаики посвящены теме олимпийских игр в античной Греции. На верхнем ярусе станции вестибюль над эскалатором украшает панно «Олимпийский огонь» на боковых стенах — 6 медальонов с изображениями различных видов соревнований: «Атлетика», «Геракл и бык», «Гимнастика», «Борьба», «Скачки», «Кулачный бой».

На нижнем ярусе торцевую часть зала украшает панно «Бег» с древнегреческими бегунами.

"Боги Олимпа"
"Боги Олимпа"

Второй вестибюль «Спортивной» украшает мозаика «Боги Олимпа». На изображении — 12 главных олимпийских богов, исполненных в стиле, отсылающем к произведениям ранней античной Греции.

Крестовский остров

Станция была открыта в 1999, а всамом начале 2000-х ее украсили мозаичные медальоны. 12 медальонов украшают каждую из стен, соединяющих колонны.

Авторы эскизов — С. Н. Репин, В. В. Сухов, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин — содружество 4 художников и одновременно Творческая мастерская «ФоРУС».

Тематика изображений — аллегорическое воплощение рек Петербурга и его островов. Они воплощены в образах античных и древнеегипетских персонажей. В центральном тоннеле зала — женские образы, «реки»: Нева, Малая Нева, Фонтанка, Мойка, Большая Невка и Средняя с Малой Невкой. На колоннах и боковых стенах — «острова», воплощенные в мужских образах: Васильевский, Аптекарский, Заячий, Каменный, Петровский, Елагин.

Старая деревня

На этой станции торцевую стену подземного зала украшает яркое мозаичное арочное полотно с абстрактным изображением авторства А. Быстрова.

-22

Комендантский проспект

Станция богато украшена мозаичными работами, созданными в мастерской А. Быстрова. Тематика соответствует названию станции и месту — здесь когда-то располагался один из первых и один из двух крупнейших в городе аэродромов — Комендантский. Мозаики посвящены авиации, русским и советским летчикам-асам, изобретателям в авиации и мечтам человека о полете.

Центральная композиция расположена в вестибюле над эскалатором — «Авиаторы». Здесь герои и первооткрыватели русской и советской авиации — Нестеров, Рогозин, Уточкин, Лунин, Чкалов, Поликарпов, Агафоновы Василий и Александр, Ефимов, Адлер и многие другие. В нижней части панно надпись: «Слава в веках первым российским авиаторам».

Стены подземного зала в объеме центрального нефа украшают 18 медальонов, посвященных теме «Защитники Ленинградского неба». На 10 из них — изображения воздушных боев, на 6 — портреты летчиков-героев

В торце подземного зала прекрасная и очень оригинальная мозаика «Полет на воздушном шаре».

Получился настоящий путеводитель. Буду благодарна за лайки, комментарии. Сохраняйте себе, делитесь с друзьями, надеюсь моя работа будет вам полезна.

#русскоеискусство 

#метроспб

#историяискусства

#советскоеискусство