"Есть ли в «Чёрном квадрате» Малевича мастерство? Есть ли талант? Есть ли ощущение прекрасного? Нет. Есть мастерский рекламный трюк. Есть желание «взорвать», вызвать скандал, шокировать зрителя." Андрей Кончаловский
Соглашусь с мнением Кончаловского. Философия Малевича, соответствуя тенденциям времени, очевидно преследовала идею разрушения традиций. Однако, творчество Малевича не столь уж и однородно. Ведь у него были прекрасные пейзажи и портреты! Равно как и в раннем периоде Пикассо.
Посмотрите на эти две прекрасные картины - портрет дамы с веером Пикассо и пейзаж Малевича! Обе они написаны в 1905 году, задолго до пика популярности обоих художников.
Получается, что произошёл очевидный поворот в стиле этих мастеров. Осознанное движение в эпатаж и деструкцию было бы интересно проанализировать.
Вряд ли кто-то за всю историю живописи превзошёл Микеланджело, во всяком случае он никогда не выходил из первой тройки. Какими же размышлениями руководствовался этот непревзойдённый гений рисунка, композиции и цвета?
«Хорошая живопись – это как бы сближение, слияние с Богом… Она лишь копия Его совершенства, тень Его кисти, Его музыка, Его мелодия… Поэтому художнику недостаточно быть великим и умелым мастером. Мне кажется, что и жизнь его должна быть возможно более чистой и благочестивой, и тогда Святой Дух будет направлять все его помыслы…» сказал Микеланджело.
Слышите? - Недостаточно быть великим и умелым! То есть умелым уж точно, великим обязательно... но не достаточно! Теперь вспомним, были ли великими Малевич и Пикассо до того, как они превратили своё творчество в иллюстрацию их странных идей?
Всем известно, что подтолкнуло Пикассо (думаю, что и Малевича) резко изменить даже не манеру, а саму Концепцию Искусства, пытаясь подкрепить её определённой логикой, требующей отдельного изучения. Это слабое признание публики. Всего лишь! То есть, налицо Зависимость от мнения большинства, а никак не желание прославлять Гармонию и Творца.
В прославлении Бога трудно быть первым, ибо необходимо соблюдать Его Законы (красоты, любви, гармонии и тому подобное). А вот первым "с конца", конечно, легче. Именно так и поступил Сатанаил. И ведь пользуется спросом! А дальше больше!
В следующих частях статьи мы узнаем, был ли первым Малевич в этой теме изображения "картин", монохромно заполненных одним цветом, почему многие находят их восхитительными, и что об этом говорят древние китайцы.
Продолжение следует - часть 2