В этой статье, дорогие читатели, я хочу остановиться на теме взаимоотношения паствы и пастыря. Начну с хрестоматийного высказывания: каков поп, таков и приход. Мне кажется справедливым было бы развернуть это присловье и в обратную перспективу: каков приход, таков и поп. Действительно, влияние здесь взаимное и об этом стоит поговорить.
Трудно переоценить влияние настоятеля (то есть того, кто облечен полнотой власти в конкретном приходе). Он является "законодателем моды" на приходе. Его пример, его мнение, его решения являются определяющими для жизни прихода. Благо, когда пастырь при принятии тех или иных решений стремится руководствоваться Законом Божиим.
Одним из самых тяжких искушением во взаимоотношении пастыря и паствы считаю стремление пастыря говорить и делать так, чтобы угодить пастве, а не Богу. Как ни странно, но паства может шантажировать пастыря и влиять на него, явно или скрыто требуя от пастыря, чтобы он говорил угодное им. Это "угодное им" часто бывает результатом простого невежества, а иногда может вытекать из сознательного стремления поступать вопреки голосу священноначалия. И пастырь, при отсутствии опыта, рассуждения и при желании потерять уважение паствы, может пойти на поводу у этого самого, что ни на есть шантажа.
Другим искушением во взаимоотношении пастыря и паствы я считаю льщение слуху пастыря со стороны общины. Это выглядит так: ах, какой у нас хороший батюшка; батюшка, Вы такой молитвенник; а какой Вы проповедник замечательный... То есть община духовно развращает священника и саму себя, внушая пастырю (часто совсем молодому) чувство собственной исключительности. Так, пастырь и паства, поверив в свою уникальность могут сильно запутаться на путях духовной жизни. Разве может ошибаться тот, кому внушили, что он самый распрекрасный? А ведь не секрет, что священник в процессе своего служения может по-разному расставлять акценты в своей проповеди и по-разному объяснять ту или иную сторону православной веры и жизни. Это зависит от образования, влияния других (старших) священников, прочитанных книг... Например, одно дело, когда батюшка говорит словами из книг прот. Александра Шмемана, а другое дело, когда цитирует свт. Иоанна Златоуста или свт. Игнатия (Брянчанинова). Хорошо, когда священник знает и то и другое. Но...