У коллеги (живут за городом) вчера дети экипировались — надели кепки, взяли бутылку с водой и пакет, и отправились на то ли фермерское, то ли колхозное поле за горохом.
А коллега (как представитель поколения осознанного родительства) гонял мысли: хороший ли он родитель (нашел кепки, налил воду в походный бутылек) или плохой — не сказал детям, что горох воровать плохо, а наоборот, всем семейством засели ждать добытчиков, потому как горох — штука вкусная, а честно стыбзенный на большом поле — и того вкуснее?
Вообще размышления эти не лишены оснований. Потому как брать чужое, даже по мелочам — а горох, разумеется, удой — очень плохо. И такие мелочи в детстве могут откликнуться большими проблемами во взрослой жизни. Как там звучит — если от многого взять немножко, это не кража, а дележка. А потом оказывается, что ничего не дележка, а самая натуральная кража.
С другой стороны — тот же горох на чужих полях рвали всегда.
Во времена моего детства на это колхозники просто махали руками — потому что горох для детей это слишком большой соблазн. Поля эти не охранялись и шугали нас, добычливых, оттуда только для проформы.
Но! Так же для проформы охранялись, допустим, и колхозные гаражи-ангары, в которых стояла техника. И если солярку никто и не воровал (машин с дизельными двигателями почитай и не было в частном владении), то бензин, если он вдруг там оказывался, долго не задерживался.
Впрочем, не задерживались и кирпичи, и кровельное железо и все, что плохо лежало. Или хорошо лежало, но нужно было в хозяйстве селян.
Кто-то тащил внаглую, открыто. Кто-то тащил скромно — прямо как голубой воришка. Но тащили почти все.
И это стало настолько привычно, что до сих пор многие места работы народ оценивает — можно оттуда что вынести дополнительно к заработку, или нет. Причем находят себе красивые оправдания — мол, олигархи воруют по крупному, а я так, по мелочевке, и вообще у тех же олигархов, они не обеднеют.
И вроде как горох-то, что горох.Мелочь.
Но не с таких ли мелочей все начинается?
Как думаете?