Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Почему необходимо распределение выпускников педагогических ВУЗов

На днях читаю статью, где автор и подавляющее большинство читателей негодуют и иронизируют над очередной инициативой одного из депутатов (точнее, его одобрением теоретической инициативы) ввести принудительное распределение выпускников ПедВУЗов в школы, где специалистов не хватает, и в первую очередь, разумеется, в сельские.

Меня лично это негодование и ирония слегка удивляют – а что здесь не так? На мой взгляд такое распределение надо вводить в бюджетных потоках немедленно, вот прямо начиная с этого года, включая и тех, кто пойдет на последний курс.

Но в статье, которая послужила источником идеи и в комментариях к оной, основная мысль заключается в том, дескать, то что было в СССР не перенести на российские реалии.

«зачем для решения проблем в нынешнем капиталистическом государстве использовать методы, которые применялись и были адекватными для государства социалистического?»

А вот это интересный «двойной стандарт». Насколько адекватно в капиталистическом государстве использовать такие социалистические методы как бесплатное высшее образование? Забавно, но вот это как раз никого не смущает и более того – воспринимается как нечто само собой разумеющееся. В капиталистическом, заметьте государстве. И это государство местами не требует ничего взамен – а вот СССР и требовало, и брало. И посылало работать туда, куда Макар телят не гонял.

Резонное возражение – в СССР давали квартиры, это верно, вот только всем давали, и в иных профессиях можно было и быстрее получить, зарплата… ну не так уж и велика была в сравнении опять же с другими специальностями. Говорил я много и со старыми учителями – не катались как сыр в масле. Сейчас, да, не предложат и этого, да и дома в сельской местности сейчас если и выдают, то с большими ограничениями, не знаю уж как на сегодня действуют эти хитрые программы.

-2

Но, простите, а на что рассчитывают молодые люди вообще идя в педагогические ВУЗы? С чем, с какими ожиданиями связаны настолько большие конкурсы? Ответ простейший – да ни с чем, большинство и не собирается идти в школу, и даже бравирует этим. Моя коллега три года назад, прыгала от радости, когда ее дочь поступила на бюджет в «пед». Остается тоже за нее только порадоваться, вот только тех, кто поступил по целевым направлениям и после учебы должен отработать в школе (кажется, пять лет) моя коллега презрительно называла «рабами». Но почему должна быть такая разница между теми, кто учится одинаково бесплатно?

И, да, это частичное «распределение» уже имеет место быть – это те же самые направления, после которых есть обязательная отработка, почему бы это по умолчанию не распределить на всех? Самое главное, это не только решит (пусть частично) проблему кадров – это в принципе, откроет дорогу этим самым учительским кадрам. Потому как сейчас у каждого молодого энтузиаста (которые, как ни странно, есть в России), стоят несколько обормотов, которые образно говоря вырывают у него из рук бесплатный диплом. Введут распределение и халявщики сбегут, сверкая пятками. Пусть и с четвертого курса даже.

-3

Сейчас вспоминаю один эпизод из своей ранней карьеры, как раз учительской, которому я тогда по легкомыслию не придавал значения. Я пошел работать в сельскую школу (и отработал 3 года) после техникума. Не педагогического и, кстати, платного, так что в этом плане я государству «долг» не отдавал – пошел сам, никто меня не тащил. И учился, работая, заочно и тоже, к слову, не в педагогическом ВУЗе. Но в «пед» я поступал сразу после школы и не прошел по баллам, было это в 1997-ом. На второй год мой работы, в нашу школу пришел на практику сын одной из наших учительниц, он заканчивал 5-ый курс. Я, собственно, знал, что у нее есть сын и где он учиться тоже, но, когда он пришел я его сразу узнал. Ба, да мы же вместе поступали в 97-м! Пересекались пару раз, просто потому что с одного района, а так-то направления были разные. Он поступил, я нет.

-4

Я пошел работать в школу, а он нет – получил потом диплом, «и был таков». Он занял чье-то место, не мое, но кого-то другого. Того парня или той девчонки, которые искренне хотели работать в школе. Которые, как и я были бы готовы махнуть в деревню за сто километров и бывать у родителей раз в 2 недели – я так и ездил. Которые, как и я были готовы жить в не очень комфортных условиях. А вот он не хотел. И вот пока такие как этот мой знакомый, будут получать от государства халявные дипломы, у нас и не будет кадров в сельских школах.

И вот еще что. Все-таки данная тема касается только принципиального вопроса необходимости распределения выпускников. Других проблем тоже море, но сейчас немного не об этом.