Найти в Дзене
Подвал Истории

Версаль: сверкающий символ абсолютной монархии

Людовик XIV решил сделать Версаль своей главной резиденцией и Королевский Двор был официально переведен в Версаль в 1682 году. К тому времени дворец превратился в миниатюрный город, сверкающий символ абсолютной монархии. Амбициозная программа строительных работ с участием самых знаменитых художников и скульпторов того времени в основном была завершена.

Версаль. Посольская лестница. Людовик XIV встречает принца Конде. Автор картины Шарль Лебрен. Из открытых источников
Версаль. Посольская лестница. Людовик XIV встречает принца Конде. Автор картины Шарль Лебрен. Из открытых источников

В Версале Людовик XIV строго установил придворный этикет – свод негласных правил, которые должны были соблюдать дворяне, правил, принятых со времен правления Генриха III. Каждый день при Дворе был строго систематизирован и расписан до минуты.

Версальский дворец. Двор, вымощенный мрамором. Фото из открытых источников
Версальский дворец. Двор, вымощенный мрамором. Фото из открытых источников

Вот что пишет Мадам, принцесса Палатин, жена Филиппа Орлеанского, родного брата короля, в письме к своей тёте Софи 14 декабря 1676 года:

«Сначала я поехала в Версаль, где мы были заняты весь день. Мы охотились с утра до трех часов дня, а по возвращении с охоты мы переоделись и пошли играть, оставшись там до семи вечера; потом пошли в театр, который закончился только в половине одиннадцатого; после театра мы ужинали; после ужина пришло время бала, который продолжался до трех часов ночи, и только после этого мы легли спать».
Мадам, герцогиня Орлеанская, Елизавета Шарлотта Пфальцская, (принцесса Палатин), жена Филиппа Орлеанского, брата короля. С картины художника. Из открытых источников
Мадам, герцогиня Орлеанская, Елизавета Шарлотта Пфальцская, (принцесса Палатин), жена Филиппа Орлеанского, брата короля. С картины художника. Из открытых источников

Герцог де Сен-Симон в 1700 году в своих Мемуарах сделал такую запись:

«Он [Людовик XIV] замечает не только присутствие самых знатных и важных придворных, но и придворных низшего сословия. Он смотрит направо и налево, не только когда встает утром, но и ложась спать, во время еды, проходя через свои апартаменты или сады Версаля, где только придворным разрешается следовать за ним; он видит и замечает всех, от него не ускользает никто, даже те, кто надеялся остаться незамеченным. Он прекрасно замечает всех отсутствующих при Дворе и выясняет причину их отсутствия».
Портрет Луи де Рувруа, герцога Сен-Симона, кавалера французского ордена 1728 года. Крупный план оригинальной картины. Жан-Батист ван Лоо. 1728 г. Из открытых источников
Портрет Луи де Рувруа, герцога Сен-Симона, кавалера французского ордена 1728 года. Крупный план оригинальной картины. Жан-Батист ван Лоо. 1728 г. Из открытых источников

Версальский дворец, ныне официальная резиденция короля Франции, был материальным выражением решимости государя подчинить дворянство своей личной власти. Версаль стал второй столицей королевства.

Версаль. Фото из открытых источников
Версаль. Фото из открытых источников

Сила и Слава

Людовик XIV был страстным поклонником искусства и на протяжении всего своего правления проводил смелую и амбициозную культурную политику. Заняв свое место рядом с Франциском I в длинной родословной королевских покровителей искусств, Король-Солнце хотел, чтобы превосходство Королевства Франция было представлено в его художественной продукции. Таким образом, он побуждал художников изображать в своих творениях величие короля и величие королевства.

Портрет короля Людовика XIV работы Шарля Лебрена. Фрагмент. Из открытых источников
Портрет короля Людовика XIV работы Шарля Лебрена. Фрагмент. Из открытых источников

Во время его правления бесчисленное количество художников получили королевское покровительство, в том числе такие известные личности, как Мольер, Люлли, Расин и Лебрен. Версальский дворец стал престижной сценой, на которой король представлял комедии, оперы и трагедии, а также проводил сложные великолепные торжества, такие, как легендарные «Удовольствия зачарованного острова».

Четыре стихии. Воздух. В центре король Людовик XIV. Автор Шарль Лебрен. Из открытых источников
Четыре стихии. Воздух. В центре король Людовик XIV. Автор Шарль Лебрен. Из открытых источников

Художественный вкус и любовь к искусству, особенно к танцам, Людовика XIV были определяющей чертой его правления, а его политика в отношении искусства была смелой и обширной. Его правление ознаменовалось основанием Королевской академии танца в 1661 году, Французской академии в Риме в 1666 году, Королевской академии архитектуры в 1671 году и Академии оперы в 1669 году (которая впоследствии стала Королевской музыкальной академией в 1672 году).

Кадр из фильма «Король танцует» Le roi danse (2000 г., Франция, Германия, Бельгия). Фото из открытых источников
Кадр из фильма «Король танцует» Le roi danse (2000 г., Франция, Германия, Бельгия). Фото из открытых источников

Король также проявлял большой интерес к наукам, превратив Версаль в настоящую лабораторию, в которой проводились всевозможные научные исследования и демонстрации. Основание Королевской академии наук в 1666 году стало еще одним выражением решимости Людовика XIV поставить культуру и знания в основу своей модели абсолютной власти.

Кадр из фильма «Королевская аллея» L'allée du roi (1996). В роли Людовика XIV Дидье Сандр. Фото из открытых источников
Кадр из фильма «Королевская аллея» L'allée du roi (1996). В роли Людовика XIV Дидье Сандр. Фото из открытых источников

Эта стратегия кооптации искусства и науки для возвышения достоинств королевской власти помогла гарантировать, что эта эпоха останется в памяти как «Золотой Век Людовика XIV».

Спасибо, что дочитали до конца. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: