Найти тему
Арсений Гончуков

«Молодой Ахмед» братьев Дарденн — кино о том, как в Европе рождаются террористы

Братья Дарденн — дважды каннские лауреаты, современные классики, давно мои чуть не самые любимые европейские мастера, каждую картину которых я всегда ждал, смотрел и пересматривал. Говоря прямо, так, как они работают с реальностью, с сегодняшним днем и повседневным материалом, не работает почти никто. Эти режиссеры категорически обязательны к подробному просмотру для всех, кто считает себя реалистом.

Фото из сети
Фото из сети

Кто работал так же точно, скальпельно, жизненно, и вместе с тем ярко и зримо? Создавая предельно документализированные, я бы сказал, картины, в которых нет места ни фантастическому, ни слишком нарочитому, в них веришь, как в каждый собственный день. Чехов? Хэмингуэй? Толстой? Думаю, это к Дарденнам близко. Из самой обыкновенной повседневной реальности они высекают эти естественные и незабываемые драмы, создавая реальность, неотличимую от настоящей. И при этом они умеют оставаться предельно честными и стойко сохранять чувство меры, а их фильмы просты только на первый взгляд, стоит в них всмотреться, все становится чрезвычайно сложным.

Последняя их картина "Молодой Ахмед" сделана в узнаваемом стиле свободной "следящей" за героями камеры, единичных случаев, когда в камеру попадают глаза героя и мы видим его взгляд (все как в жизни), в этом фильме простые люди, непримечательный пригород, обыкновенные ситуации, проявляющие само время в метафоре кино так, что после просмотра неизбежно начинаешь видеть окружающий мир и свою эпоху как высвеченную слепяще-белым светом театральную сцену.

"Молодой Ахмед" — еще одна жемчужина, еще один отрезок живой жизни, сухой, точный, предельно как будто документальный жест великих бельгийцев. Трудно сдержать слезы на последних кадрах, хотя ничего там ни трогательного, ни сентиментального нет.