Найти тему
ВТБ Страна

Якопо Тинторетто — «пламенный живописец» и главный венецианец

Якопо Тинторетто (1518/19—1594) называют последним великим художником Возрождения. Но и в этом ряду он выделяется характером, его живопись сложно спутать, скажем, с рафаэлевской. Если сравнить работы Тинторетто и Рафаэля, вы увидите несоответствие — сразу и не понять, что общего у этих художников кроме эпохи. Рафаэль — ровный свет ренессансной гармонии с меткими, «вечными» композициями. Тинторетто — круговерть фигур и всполохов цвета.

Автопортрет, Якопо Тинторетто, 1547 год
Автопортрет, Якопо Тинторетто, 1547 год

Настоящая фамилия художника — Робусти. Тинторетто — «маленький красильщик» или «сын красильщика» — прозвище: его отец был красильщиком тканей (tintore). Итак, в контексте Возрождения Тинторетто — бурный, если не сказать взвинченный. Сегодня его манера может показаться осознанной оппозицией тихой сладости Рафаэля, но все проще: Тинторетто был и остается «гением места». При всем масштабе и влиянии мастера специалисты называют его ярко выраженным венецианским художником.

«Крещение Христа» (фрагмент), Якопо Тинторетто, около 1580
«Крещение Христа» (фрагмент), Якопо Тинторетто, около 1580

Искусствовед Павел Муратов (1881—1950) в книге «Образы Италии» заметил, что Тинторетто стоит смотреть именно в Венеции, а еще что он «пламенно живописен». Тинторетто, ученик Тициана, и правда высоко ценил цвет и хотел совместить микеланджеловское видение формы с колористической насыщенностью учителя. В выигрыше оказался все же цвет. Посмотрите на «Крещение Христа» из церкви Сан-Пьетро-Мартире на острове Мурано: у этих форм нет мышечной плотности Микеланджело, а композиция может показаться напыщенной — крещение Иисуса сопровождает целый парад персонажей. Тинторетто не раз писал этот сюжет, но вещь на Мурано показательна, она и правда сложная, многофигурная. И если не искать в этой живописи рассказ, а смотреть на нее как на спиральное завихрение, подхватывающее взгляд и опрокидывающее его фигурой голубя (символом Святого духа), становится понятно, что художник предлагает именно такое восприятие.

Скуола Сан-Рокко © wikimedia.org
Скуола Сан-Рокко © wikimedia.org

Тинторетто родился, жил и был похоронен на окраине Венеции, его главный труд — живопись в Скуола Сан-Рокко, двухэтажном здании одного из венецианских братств (братство Сан-Рокко помогало больным). Это здание изнутри — почти бенефис Тинторетто, там его плафон, декоративные панно, масштабные композиции (самой грандиозной принято считать «Распятие»).

«Распятие», Якопо Тинторетто, 1565 год © wikimedia.org
«Распятие», Якопо Тинторетто, 1565 год © wikimedia.org

Здесь художник работал больше двадцати лет, но, в отличие от Сикстинской капеллы Микеланджело, Тинторетто оформил объем масляной живописью. Его композиции подвижны и вызывают почти дискомфорт — художника можно обвинить в путаности высказывания, но эта живопись музыкальна, поэтому в ней нет заземляющих взгляд литых форм. Она провоцирует на скользящий, кружащийся взгляд, на восхищение — и это очень по-венециански.

«Тайная вечеря», Якопо Тинторетто, 1592—1594
«Тайная вечеря», Якопо Тинторетто, 1592—1594

Эта тяга к концентрированному впечатлению заметна и в «Тайной вечере» (1592—1594) — картину, находящуюся в венецианской церкви Сан-Джорджо Маджоре, считают итогом творчества художника. Насыщенное и контрастное полотно, а нимбы святых светятся так, что «пламенная» живопись вовсе не кажется метафорой. По сравнению с привычным исполнением этого сюжета — вспомним хоть версию Леонардо да Винчи — Тинторетто будто перемудрил с перспективой и количеством источников света. Современному зрителю может даже показаться, что на картине «слои» как в фоторедакторе. Но во многоуровневой авторской мысли заложены пути развития живописи: кроме апостолов и Иисуса, тут есть мирские герои, на первом плане и вовсе жанровая сцена.

«Создание животных», Якопо Тинторетто, 1551 год
«Создание животных», Якопо Тинторетто, 1551 год

Муратов, который порой берет слишком восторженную интонацию, повествование о Тинторетто начинает с важности жемчуга, золота, камней и драгоценных тканей в жизни Венеции («нами утрачено понимание красоты цветных драгоценных тканей, покрывающих огромные поверхности или падающих каскадом с высоких потолков»). Венеция долго была частью византийской мозаики в Европе и городом-государством — парадоксальным, волнующим и, что занятно, в чем-то близким России. Тягой к театральности, тлеющим византийством, не «европейским» в современном понимании видением власти — мы чувствуем эти черты Венеции и потому можем понять мироощущение Тинторетто, художника золотого века великого города.

«Обретение мощей апостола Марка», Якопо Тинторетто, 1548 год
«Обретение мощей апостола Марка», Якопо Тинторетто, 1548 год

Увидеть вживую работы мастеров эпохи Возрождения вы можете в основной экспозиции Государственного Эрмитажа, давним другом и партнером которого является банк ВТБ.

Кроме того, обязательно обратите внимание на выставку «Сиена на заре Ренессанса», которая проходит в эти дни в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Выставка является частью обширной программы перекрестного года музеев России и Италии, объявленного министерствами культуры обеих стран на 2021–2022 годы. Проект проходит при поддержке посольства Италии в Москве и банка ВТБ.

Текст: Анастасия Семенович

Материалы по теме: