Найти тему

Резная золоченая икона на кипарисовой доске: реставрация

Резная позолоченная икона из собрания Вятский художественный музей поступила в мастерскую реставрации мебели и деревянных предметов интерьера без сведений об авторе, месте и времени создания, со стойкими поверхностными загрязнениями, потертостями резьбы, крупным сколом на деревянной основе. ⠀

Икона представляет из себя вариант «походного иконостаса» — композиция разделена на 4 яруса: низ — Деисус, выше в два яруса — Праздничный ряд, верх — Пророческий ряд. Икона выполнена на кипарисовой доске с позолотой, на некоторых резных элементах присутствует роспись и роспись по позолоте, подкрашены фигуры, лики, руки. ⠀

-2

Манера и тонкая техника исполнения иконы напоминает школу троицких резчиков, ярким представителем который был инок Троице-Сергиевой лавры Амвросий. Инок Амвросий (1426-1494) внес значительный вклад в развитие миниатюрной резьбы: впервые в это время появляются сложные миниатюрные многофигурные композиции, которые вырезаны очень тонко и искусно. ⠀

С памятником работала художник-реставратор Софья Николаевна Соловьева. Размер иконы - 15,2х13,8 см, поэтому большинство реставрационных работ выполнялось под микроскопом. В процессе работы возникло предположение, что золочение выполнено позже. Были проведены химико-технологические исследования, которые поставили точку в этом вопросе: золочение авторское. Для возвращения предмету экспозиционного вида, Софья Николаевна выполнила укрепление деревянной основы, восполнение утрат, удаление стойких поверхностных загрязнений. Следующим этапом стало нанесение тонировок, а также защитного реставрационного покрытия.⠀

Совсем скоро памятник вернётся в музей и, уверены, займёт достойное место в экспозиции.