Найти в Дзене
Психопедагогика

Платить ли школьнику за "пятёрки"?

История из жизни. Жила была семья: мама, папа и сын. Обыкновенная, ничем не примечательная: мама - медсестра, папа - пожарный, сын - двоечник. Двоечник учился в шестом классе и очень расстраивал родных. Им после тяжелой смены хотелось спать, а не с учительницей разговаривать. Решили тогда родители с сыном договорится: мы работаем, и ты работай. В школе. Учеником. За каждую «четверку» будешь получать по пятаку, а за «пятерку» - по два. Расчет на месте. Ударили по рукам, и началась у ученика работа. Что ни день – то у Вовки прибыль, а у родителей – убыль. Работник-то с хитрецой был. Смекнул, что «пятерки» по всем предметам одинаково стоят, да стал налегать на физкультуру, пение и труды. Деньги идут. Время идет. К весне родители заметили, что не могут маме новое пальто купить - средств не хватает. Да и вообще дороговато получается такого работника содержать, который на шоколаде и лимонаде растолстел, и уже на физкультуре не так много зарабатывает («Хоть какая-то экономия! – Радуются родит

История из жизни. Жила была семья: мама, папа и сын. Обыкновенная, ничем не примечательная: мама - медсестра, папа - пожарный, сын - двоечник. Двоечник учился в шестом классе и очень расстраивал родных. Им после тяжелой смены хотелось спать, а не с учительницей разговаривать. Решили тогда родители с сыном договорится: мы работаем, и ты работай. В школе. Учеником. За каждую «четверку» будешь получать по пятаку, а за «пятерку» - по два. Расчет на месте. Ударили по рукам, и началась у ученика работа. Что ни день – то у Вовки прибыль, а у родителей – убыль. Работник-то с хитрецой был. Смекнул, что «пятерки» по всем предметам одинаково стоят, да стал налегать на физкультуру, пение и труды. Деньги идут. Время идет. К весне родители заметили, что не могут маме новое пальто купить - средств не хватает. Да и вообще дороговато получается такого работника содержать, который на шоколаде и лимонаде растолстел, и уже на физкультуре не так много зарабатывает («Хоть какая-то экономия! – Радуются родители, – а то за компьютерный кружок уже долг копится.») А что делать? Уговор дороже денег.

Встречали вы такие семьи? Давайте поговорим об ошибках, которое они допускают. Самую основную оставим напоследок. Начнем с второстепенных.

· Отсутствие контроля трат. В приведенном примере ребенок покупает себе лимонады и шоколад, в то время как оплата его развлечений и дополнительного образования лежит на кошельке родителей. Отсюда трудности, а не польза. Договаривайтесь, на что разрешено тратить «зарплату», и на каких условиях. Пусть сам оплачивает дополнительные занятия по гитаре. Пусть сам покупает комплектующие для компьютера. Или пусть копит на крупную покупку. Конечно, от вас это потребует тщательных расчётов: ребенок должен оставаться в психологическом «плюсе». Мы не ставим целью показать ему всю сложность и безысходность жизни.

· Нечеткая проработка условий договора. Если вы решаете платить за хорошие оценки –вводите систему штрафов за плохие. Договаривайтесь об индексации (по результатам четверти). Вводите тарифные формы оплаты. Продумывайте все, до мелочей. Пусть ваш контракт станет для ребенка первым экономическим образованием и научит его рассчитывать прибыль и контролировать издержки. Можете даже систему кредитов ввести.

· Иллюзия, что деньги – это мотивация. Нет. Это может временно мобилизовать ребенка, помочь ему собрать все силы и волю в кулак. Но успешные дети учатся, потому что им это интересно. Они хотят больше знать, поэтому слушают учителя, читают, и легко все запоминают (ведь то, что интересно, легко запоминается!) На уроке они думают о заданиях, а не о вознаграждении за них. Чтобы быть честной до конца, скажу, что есть один идеальный сценарий. Когда внешняя мотивация переходит во внутреннюю: ребенок начинает учится из-за денег, а потом входит во вкус, обнаруживает учебный интерес и учится ради знаний. Скольким так повезет? Единицам.

· Иллюзия, что ребенок начнет хорошо учится, если ему платить. Справедливости ради скажу, что такая вероятность есть. Но причины школьной неуспеваемости – не только в мотивации. Иногда не хватает зрелости психологических функций, иногда не сформировано умение учится. Иными словами, школьник не учится не потому, что не хочет, а потому, что не может.

Напоследок, как и обещано, самая главная ошибка родителей. Само решение платить за отметки –это ошибка. Сдвигаются мотивы деятельности. Ребенок перестает получать удовольствие от деятельности как таковой: «Я поиграл с котом. Где мои деньги?»; «Погулять с тобою, мама? Сегодня скидка»; «Ребята зовут в гости. Кто мне заплатит?» А потом вырастают люди с такой специфичной мотивацией. И они создают семьи, где все продается и покупается, и только деньги имеют смысл. Внутри семьи они негласно устанавливают свои тарифы: задержаться на работе – букет; пойти с друзьями в бар – кольцо; поехать к теще – … ммм, кто как договорится. Знаете таких?

Запись на онлайн консультацию для тех, кто не знает, как еще мотивировать ребенка: 8-906-288-05-55 (WhatsApp,Viber)