Найти тему
SpaceForYou

Дирижабли. Куда подевались гиганты неба?

Вот уже которую неделю вижу комментарии одного из читателей- "а напишите про дирижабли. А когда напишите". Вот, доросли мы и до этой темы. Пишу.

Считается, что первый полноценный дирижабль совершил в 1852 году. Дирижабль Жиффара был оборудован паровым двигателем, имел небольшие размеры и скорость в 20 км/ч, но тогда это был настоящий прорыв.

К началу первой мировой, самыми "дирижаблестроительными" странами можно было назвать Россию, Германию и Францию. Страны активно использовали дирижабли для разведки и даже умудрялись применять цепеллины в качестве тяжелого бомбардировщика.

Сегодня использовать гигантский летающий баллон с гелием в качестве бомбардировщика кажется безумием, но в те времена об этом особо не думали.

Дирижабли старались подобраться к цели под пологом облачности и сделать это в ночное время. Разумеется, точность такого бомбометания оставляла желать лучшего, а из 160 построенных с 1914-1918 год французских дирижаблей, в 2020 году в строю осталось лишь 50. Остальные были потеряны в ходе полетов.

В то же время, дирижабли неплохо показали себя в ходе транспортных перелетов, перенеся 75 тысяч пассажиров и более 320 тонн грузов.

Фото 1918 года. Впервые демонстрируется в цвете
Фото 1918 года. Впервые демонстрируется в цвете

Золотой век дирижаблей пришелся на 1930-е годы. К тому времени, технология воздухоплавания исполинов достигла больших высот, а в небо поднялись такие исполины как LZ 129 «Гинденбург» и LZ 127 «Граф Цеппелин.

Дирижабли той эпохи имели исполинские размеры, достигали длинны в 250м и объема оболочки в 105 000 м³. Удивляла и грузоподъемность. Тот же «Гинденбург» мог брать на борт до 70 тонн груза и совершать беспосадочный кругосветный перелет при средней скорости 115 км/ч.

Кабина Гинденбург
Кабина Гинденбург

Дирижабли располагали недоступным для самолетов комфортом, а полеты через Атлантику на воздушных исполинах у европейской элиты чем-то вроде дорого увлечения.

В корпусе наиболее роскошных дирижаблей непременным атрибутом имелся ресторан, кухню, салон, музыкальную комнату, а также комфортабельные каюты с душем и полноценными кроватями.

Для экономии веса, все предметы кухонной утвари и повсеместного обихода делались из алюминия. Алюминиевым был даже рояль, изготовленный по спец. заказу.

Что характерно, в начале посадки у пассажиров изымали спички, зажигалки и любые пожароопасные предметы. Единственным исключением был дирижабль Гинденбург, где имелась специальная огнеупорная комната, отделанная асбестом.

Впрочем это его не спасло
Впрочем это его не спасло

Начало 1940-х часто называют "закатом эры дирижаблей", но это не совсем верно. Дирижабли действительно ушли из пассажирских перевозок, но активно использовались тем же ВМФ США, которые за годы ВОВ подготовили 7200 человек, занятых в пилотировании и обслуживании этих аппаратов. Общее число пилотов составило 760 человек.

В 1950-х годах реактивная авиация сделала рывок и вытеснила дирижабли, сделав их музейными экспонатами. Казалось бы, на этом время цепеллинов и закончилось, но дирижабли спасли новые технологии.

В авиацию вошли новые легкие материалы, а сами дирижабли стали безопаснее благодаря технологии получения дешевого гелия.

В 1980-х в СССР возникла идея использовать грузовые дирижабли для доставки грузов на крайний север, но уже в 1990-е вопрос стал неактуальным.

-5

Сегодня в России имеются собственные дирижабли Au-29, Au-30, Au-35, AV-1, но для выполнения серьезных заданий эти аппараты уже никто не использует.

Век дирижаблей ушел. И скорее всего навсегда.

Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉