Найти в Дзене
Разноцветные грани

Пасеки и пчеловоды. Живопись и графика

Удивительное дело — оказывается, у очень многих художников есть картины, посвященные пасекам и пасечникам. За последние три дня мне в разное время попались четыре или пять репродукций. Ну, раз обстоятельства ненавязчиво намекали, решила "заняться темой" — поискать, кто ещё из живописцев изображал пасеки, и поделиться результатами своих поисков, выбрав из найденного наиболее нравящиеся мне работы.

Начнём с "Сельского вида" Алексея Саврасова. Весна. Перед нами открывается живописная панорама. Простор неба, птицы, река. Вдали, на горке, — деревня. Молодая ещё трава, начинающие зеленеть деревья, И слева, на первом плане, пчелиные ульи, расположенные рядом с цветущими деревьями.

А.К. Саврасов. Сельский вид. 1867 г. Холст, масло. 65 x 100,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.К. Саврасов. Сельский вид. 1867 г. Холст, масло. 65 x 100,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Присмотревшись, замечаем у изгороди старика-пасечника. Впереди лето, жаркая пора. А сейчас ему надо подготовиться к сезону, чтобы пчёлы были здоровы и принесли много мёда. Светлая картина, воспевающая и красоту родной природы и труд людей.

Картина Крамского, думаю, известна многим. Сейчас мы знаем её под названием "Пасечник". А в письмах художника, на первых выставках и в каталогах для неё использовались и другие названия — "Старик на пчельнике", "Стар стал" и "На пасеке".

И.Н. Крамской. Пасечник. 1872 г. Холст, масло. 63,5 x 49,2 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.Н. Крамской. Пасечник. 1872 г. Холст, масло. 63,5 x 49,2 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Думаю, в особых комментариях картина не нуждается. Яркий солнечный день, усталый старик-пасечник присел отдохнуть. Крамской показал один из моментов его долгой крестьянской жизни. В руке у старика коса-литовка. Видимо, начал скашивать траву, да не закончил — устал. Сил-то уже не так много, как в молодости. А дел с годами меньше не становится. Лето, жаркая пора — их особенно много. Приходится успевать, иногда позволяя себе небольшие передышки.

Следующая картина принадлежит кисти Ивана Ивановича Шишкина.

И.И. Шишкин. Пасека в лесу. 1876 г. Холст, масло. 80 x 64 см.  Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, Великий Новгород
И.И. Шишкин. Пасека в лесу. 1876 г. Холст, масло. 80 x 64 см. Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, Великий Новгород

Этой картины я раньше не видела. Находится она в Великом Новгороде. Мы знаем Шишкина как "певца леса". И здесь, показывая пасеку, Шишкин пишет лес, небольшую речушку, к которой направляется старик-пасечник. Простой сюжет, но картину хочется долго рассматривать. Шишкин нечасто изображал людей на своих полотнах. И здесь он не акцентируется на фигуре пасечника, мы видим старика как бы издали, на фоне леса, ульев и небольшого домика с соломенной крышей.
Но при этом художник рассказал нам многое о жизни крестьянина, о его простой трудовой жизни.

Шишкин неоднократно изображал пасеки. На следующей репродукции представлена картина, написанная им в 1882 году. Здесь более яркие тона.
В небе стая птиц.

И.И. Шишкин. 1882 г. Пасека. Холст, масло. 63,2 x 46 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.И. Шишкин. 1882 г. Пасека. Холст, масло. 63,2 x 46 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иван Иванович был не только замечательным живописцем, но и прекрасным графиком. Можно убедиться в этом, глядя на следующую репродукцию.

И.И. Шишкин. Пасека. 1884 г.
И.И. Шишкин. Пасека. 1884 г.

Далее — пасека, изображенная Левитаном.

И.И. Левитан. 1885 г. Холст, масло. 20 x 31 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля, г. Омск
И.И. Левитан. 1885 г. Холст, масло. 20 x 31 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля, г. Омск

Совсем небольшая картина, размером как привычные нам листы формата A4. И на этом небольшом пространстве художнику удалось достоверно показать и лесной уголок, и довольно большую (я насчитала порядка 20 ульев) пасеку, и пасечника, энергично идущего по тропинке и что-то несущего в руках. И хоть пасечника мы видим со спины и издали, но понимаем, что этот мужчина моложе своих "коллег" на картинах Крамского и Шишкина.

И ещё одна пасека кисти Левитана — этюд для картины "Разлив на Суре".

И.И. Левитан. Пейзаж с ульями (Пасека). Этюд для картины "Разлив на Суре". 1887 г. Картон, масло. 16 x 23 см. Нижегородский государственный художественный музей, г. Нижний Новгород
И.И. Левитан. Пейзаж с ульями (Пасека). Этюд для картины "Разлив на Суре". 1887 г. Картон, масло. 16 x 23 см. Нижегородский государственный художественный музей, г. Нижний Новгород

Здесь мы уже находимся не вдалеке, а словно бы стоим возле улья, в густой траве. Вечереет, в природе спокойствие и умиротворение. Щемящий лирический пейзаж. Левитановские пейзажи всегда трогают что-то в душе, и этот этюд — не исключение.

А представленная ниже пасека, тоже написанная Левитаном, создаёт уже другое настроение.

И.И. Левитан. Пчельник. 1885 г. Холст, масло. 24 x 32 см. Частная коллекция
И.И. Левитан. Пчельник. 1885 г. Холст, масло. 24 x 32 см. Частная коллекция

И ещё одна левитановская пасека — акварельная.

И.И. Левитан. Пасека. Бумага, акварель
И.И. Левитан. Пасека. Бумага, акварель

Вот такие вот разные пасеки у Исаака Ильича. Но все очень родные, русские.

Николай Алексеевич Богатов (1854−1835), как и Крамской, показывает присевшего отдохнуть старика-пасечника.

Н.А. Богатов. Пасечник. 1875 г. Холст, масло
Н.А. Богатов. Пасечник. 1875 г. Холст, масло

Сидит он на траве, вытянув усталые ноги. Этот старик грамотный, и минутку отдыха использует для чтения — на коленях у него книга. Ульи на картине детально прорисованы, и мы видим пчелиные летки и наклоненные доски у них, приставленные, чтоб пчелам легче было попадать в свои домики.

Детально рассмотреть ульи можно и на картине Ефима Волкова (1844 - 1920).

Е.Е. Волков. Пасека. Холст, масло. 45 x 62 см. Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П.Пожалостина, г. Рязань
Е.Е. Волков. Пасека. Холст, масло. 45 x 62 см. Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П.Пожалостина, г. Рязань

Если на представленных выше картинах пасеки были лесными, расположенными вне селений, то на картине Николая Егоровича Маковского пасека расположена возле жилого дома, видимо, на украинском хуторе. Тут же цветут мальвы, пасутся гуси.

Н.Е. Маковский. Пасека. 1882 г. Холст, масло. 71 x 52 см. Харьковский художественный музей
Н.Е. Маковский. Пасека. 1882 г. Холст, масло. 71 x 52 см. Харьковский художественный музей

Следующая картина написана Иваном Павловичем Похитоновым (1850 - 1923 гг.). И отличается от других представленных в подборке картин тем, что написана на деревянной доске. И.П. Похитонов работал в технике миниатюрной живописи. Писал на небольших дощечках портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые произведения. В работе применял очень тонкие кисти, а также скальпели и рыбьи кости, пользовался лупой и специальными очками.

И.П. Похитонов. Пасека. 1889 г. Дерево, масло. 26 x 35 см. Нижегродский государственный художественный музей
И.П. Похитонов. Пасека. 1889 г. Дерево, масло. 26 x 35 см. Нижегродский государственный художественный музей

"Пасека", правда, не совсем миниатюра — по размеру она превосходит этюд Левитана. Но смотрите внимательнее! Заметили пасечника, сидящего на фоне избушки? Он словно замаскировался и сливается с ней.

Далее акварельная работа Зинаиды Серебряковой. Вернее, тогда она была ещё Зиной Лансере. Работа выполнена в 1900-ом году, когда Зинаиде было пятнадцать лет. Видимо, изображенная пасека находилась в родовом имении Нескучное под Белгородом.

З.Е. Серебрякова. Пасека. 1900 г. Бумага, акварель, карандаш
З.Е. Серебрякова. Пасека. 1900 г. Бумага, акварель, карандаш

И хранящийся в Русском музее акварельный рисунок Фёдора Васильева (1850-1873), талантливого живописца, умершего в 23 года. Большинству наверняка знакома его картина "Мокрый луг", находящаяся в Третьяковской галерее. А здесь вот такая пасека.

Ф.А. Васильев. Пасека. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Ф.А. Васильев. Пасека. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Я представила работы русских художников. Это не значит, что зарубежные живописцы и рисовальщики не уделяли внимания пасекам и пасечникам. Нет, у них тоже много таких работ. Но в рамках одной статьи невозможно охватить абсолютно всё, и я представила наиболее нравящиеся мне картины и рисунки. Выбор определялся личными предпочтениями. И именно работы наших русских мастеров, на мой взгляд, самые лучшие!

В качестве примера зарубежной живописи давайте посмотрим на картину литовского художника Владаса Диджёкаса (Vladas Didžiokas, 1889 -1942). Эта картина написана в 1938 г. И ульи на ней уже почти как современные — окрашенные, яркие, "весёлые".

Владас Диджёкас. Пасека. 1938 г.
Владас Диджёкас. Пасека. 1938 г.

На картине украинского художника Юрия Клапоуха можно увидеть современного пасечника-пчеловода в "обмундировании" — в белом халате, в шляпе с сеткой, закрывающей лицо. Он осматривает "подопечных": здоровы ли, сколько мёда насобирали, не пора ли его качать. В руках у него "дымарь", дымом он отгоняет пчёл, чтоб не жалили руки. Хотя пчеловодов пчёлы регулярно жалят, не без этого. Но они уже не столь чувствительны к пчелиным укусам, как обычные, далёкие от пчеловодства, люди.

Ю. Клапоух. Пасечник. 2006 г.
Ю. Клапоух. Пасечник. 2006 г.

Картина московского художника Николая Анохина понравилась мне контрастом между высокими могучими дубами и ульями, выглядящими на их фоне игрушечными, крошечными. Но попробуй только подойти поближе! Пчёлы не любят праздных непрошенных гостей! :)

Н.Ю. Анохин. Старые дубы. 1999 г.
Н.Ю. Анохин. Старые дубы. 1999 г.

И напоследок, для улыбки, картина-фантазия С. Каширина. Мне, когда я её увидела, сразу вспомнились строки детского стихотворения Бориса Заходера

Мишка очень любит мёд! 
Почему? Кто поймёт? 
В самом деле, почему 
Мёд так нравится ему?

У "героя картины" мне видится даже улыбка на морде. :)

С. Каширин. Пасека. 2012 г.
С. Каширин. Пасека. 2012 г.

Сейчас прочитала на сайте Яварда о народном поверье, что картина с изображением пасеки и ульев приносит в дом здоровье и богатство. Пусть просмотр этой небольшой подборки репродукций поднимет вам настроение! Будьте здоровы и богаты!