19,8K подписчиков

Олень на киле самолёта

1,7K прочитали

В статье о монинском экспонате ‒ самолёте Ан-10, я упомянул о фигуре оленя, нарисованной на киле. Тогда подробно останавливаться на этой теме было неуместно, поэтому я решил посветить ей отдельную статью. Тем более, что из множества носивших эту эмблему самолётов сохранился только Ан-10 СССР-11213, находящийся теперь в Центральном музее ВВС в Монино.

Ан-10 СССР-11213 в музее ВВС в Монино. 1976 год. Фото Николая Якубовича
Ан-10 СССР-11213 в музее ВВС в Монино. 1976 год. Фото Николая Якубовича

Историю появления оленя рассказал на Авиафоруме пользователь oldeng:

Раз уж заглянул, поясню не раз обсуждаемую здесь тему как свидетель и участник водружения оленя на киль Ан-10.
Ан-10 СССР-11196. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru
Ан-10 СССР-11196. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru
Ещё в 1963 на практике в Шереметьево довелось работать на Ан-12 СССР-04366 Управления Полярной авиации (УПА) с пингвином на форкиле, самолёте, прославившемся перелетом Москва—Антарктида—Москва в паре с Ил-18 (экипажи Осипова-Полякова).
Ан-12 СССР-04366 УПА. Изображение с сайта aviadejavu.ru
Ан-12 СССР-04366 УПА. Изображение с сайта aviadejavu.ru
Потом он не раз залетал к нам, а тем временем на некоторых других бортах УПА появилась более красочная и сложная эмблема Полярной авиации на фюзеляже.
Ан-26Б СССР-26022 «Полярная авиация МГА». Изображение с сайта aviadejavu.ru
Ан-26Б СССР-26022 «Полярная авиация МГА». Изображение с сайта aviadejavu.ru

15 февраля 1966 года Сыктывкарскую объединённую авиагруппу (ОАГ) переименовали в Управление Гражданской авиации (УГА) Коми.

Ан-12Б СССР-11374. Фото с сайта aviaforum.ru
Ан-12Б СССР-11374. Фото с сайта aviaforum.ru
Разгорелась мечта, захватившая всех вплоть до начальника управления: выделить и наши самолёты. Тогда это не приветствовалось, весь парк МГА имел типовой облик, а выскочек одергивали. Тем не менее, удалось прошибить стену и в азарте разработать профиль головы оленя с надписью «Коми управление ГА». Будучи нанесённым на первые самолеты, он вызвал негативную оценку первого секретаря обкома ‒ дескать, чёрт с рогами. Пришлось отрабатывать профиль оленя в прыжке, готовить трафареты и развозить их в Минск (для Ил-14) и Ростов (для Ан-10, 12). Так вот и пошли гулять наши фирменные борта по аэродромам страны.
Ан-10 СССР-11198 в Ухте. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru
Ан-10 СССР-11198 в Ухте. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru
Образец ‒ часто публикуемый снимок Ан-10А СССР-11174 в полёте.
Ан-10А СССР-11174 в полёте. 1968 год. Фото: авиару.рф
Ан-10А СССР-11174 в полёте. 1968 год. Фото: авиару.рф

Эмблему с оленем носил Ан-12Б СССР-11374.

Ан-12Б СССР-11374. Фото с сайта aviaforum.ru
Ан-12Б СССР-11374. Фото с сайта aviaforum.ru

16 февраля 1971 года этот самолёт потерпел аварию при посадке на военном аэродроме Воркута-2. В сложных метеоусловиях пилоты промахнулись мимо ВПП и выкатились на отвесный снежный бруствер высотой до 2 м. Фюзеляж переломился пополам, но никто не пострадал.

Ан-12Б СССР-11374. Фото с сайта airdisaster.ru
Ан-12Б СССР-11374. Фото с сайта airdisaster.ru
Ан-12Б СССР-11374. Фото Владимира Штро
Ан-12Б СССР-11374. Фото Владимира Штро

В 1968 году на вооружение Коми УГА начали поступать самолёты Ан-24Б.

Ан-24Б СССР-46578 Коми УГА в аэропорту Сыктывкара в 1971 году. Фото Юрия Каплуна
Ан-24Б СССР-46578 Коми УГА в аэропорту Сыктывкара в 1971 году. Фото Юрия Каплуна

Их тоже украшали традиционным изображением оленя.

АН-24Б СССР-46425. Фото с сайта aviaforum.ru
АН-24Б СССР-46425. Фото с сайта aviaforum.ru

Впоследствии фирмой Revaro были разработаны декали на основе схем окраски Ан-24 Коми УГА.

Самолёту Ан-24Б СССР-46578 повезло попасть не только на декали, но и стать скином для 3D-модели, созданным при участии Олега Черникова.

Ливрея к AI модели Ан-24 SKJ. Автор: DIV на сайте avsim.su
Ливрея к AI модели Ан-24 SKJ. Автор: DIV на сайте avsim.su
Изображение с сайта avsimrus.com
Изображение с сайта avsimrus.com

К 1980-м годам изображение оленя практически исчез с самолётов «Аэрофлота». В конце 1970-х закрасили его и на монинском Ан-10. Лишь недавно, по мере разрушения верхнего слоя краски, олень вновь проступил на киле СССР-11213. Когда экспонат будут заново красить, эмблему и надпись «Коми Управление» нужно будет восстановить в прежнем виде.

Ан-10 СССР-11213 в Центральном музее ВВС в Монино. Фото Игоря Колоколова
Ан-10 СССР-11213 в Центральном музее ВВС в Монино. Фото Игоря Колоколова

А в 1990-е годы скачущий олень возродился на килях самолётов «КомиАвиа».

Впоследствии был запатентован, но не применялся логотип в виде стилизованной головы оленя в круге, а позже в раскраску «КомиАвиа» был введён стилизованный олень в прыжке - но это уже на других типах ВС, как говорится, другая история.

И по сей день самолёты а/к КомиАвиаТранс гордо несут на килях эмблему с оленем.

Фото Дмитрия Ширенина
Фото Дмитрия Ширенина
Фото из группы vk.com/avkomi
Фото из группы vk.com/avkomi

Источники и дополнительная информация:

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!

#самолёты #монино #история экспонатов монино #ан-10 #ссср #история #авиация #аэрофлот #аэрофлот ссср #ан-24