Читая с сыном школьную программу, дошли до повести М.Булгакова «Собачье сердце». С каждой страницей становилось всё понятнее, что он не просто гений. Он — пророк. Как будто знал Михаил Афанасьевич, что будет происходить в стране спустя, без малого, век.
Гений пожалел читателя и вернул Полиграфу Полиграфовичу первозданный собачий вид. На самом же деле Шариков выгнал врачей из квартиры, сместил председателя жилтоварищества Швондера и наплодил потомства. Оглянитесь, повсюду иллюстрации к булгаковской повести. И от того, что цитаты с каждым днём всё актуальнее, становится не по себе.
Всего год назад существование без бумажки было вполне себе возможным — взял себе ксерокопию паспорта и живи на здоровье. А сейчас — нет.
Без сертификата сегодня ни в санатории полечиться, ни в ресторане похарчеваться. Возможно, скоро и существовать будет нельзя.
Никогда эта цитата не была такой острой, как сейчас. И вроде бы мы с вами пережили актёров, ставших политиками, медиков, ставших певцами, военных, ставших поварами. Нередко это были удачные трансформации.
Но сегодня географ может стать телеведущей, потом певицей, заняться бизнесом, дизайнером, стать моделью, освоить ещё массу профессий, а потом запеть во МХАТе. К счастью, не в Большом. Но становится ли радостнее, осознавая, что это происходит в том самом МХАТе, где были блестяще сыграны «Зойкина квартира», «Белая гвардия», «Полоумный Журден», «Вишнёвый сад».
Во МХАТе, где служил Михаил Афанасьевич, и хорошо, что не увидел, как был прав. Остаётся одна надежда — что новоиспечённая актриса МХАТа не возьмётся оперировать…
Идёт по улице человек. Джинсы, футболка, длинные, почти до лопаток, волосы. «Какие красивые у дамы волосы» — думаю я. Человек подходит ближе. Густые брови, скуластое серьёзное лицо, мужественная грудная клетка. Становится ясно, что красивые волосы, скорее всего, не у дамы. Но это не точно. Распознать пол прохожего порой даётся всё сложнее.
Летом 2014, когда «Евровидение» выиграл…а Кончита Вюрст, мы достигли апогея. Хотя, надо отдать должное, Кончита обусловила, что она дама, и обращаться с ней надо, как с женщиной.
Всякий раз, когда такой ясности нет, я чувствую себя очень неловко. Сложнее всего, когда такая встреча происходит в обстоятельствах, которые подразумевают беседу. Я до сих пор мучаюсь вопросом, как обращаться к человеку, если возникнет такая необходимость.
И поселилась эта разруха в головах у людей очень основательно. Да, она не старуха с клюкой. Она — скорее вирус, который будет пострашнее ковида. Он убивает у человека совесть и ответственность.
Вы когда-нибудь чувствовали стыд за то, что окружающие не понимают того, что вы говорите? У меня бывало, и не раз. Пользуюсь привычным лексиконом и ловлю на себе взгляд, мол, ты чего выпендриваешься? А я не выпендриваюсь, я на нем разговариваю…
Почему-то применять нецензурную брань стало приличнее, чем богатый русский язык. Загляните хотя бы в социальные сети. Целый закон выпустили, чтобы мат ограничить, а его стало ещё больше.
- Если бы родители, которые собираются поднять руку на ребёнка, вспоминали эти слова, как много детских травм не пришлось бы лечить психологам?
- Если бы эти слова стали присягой для воспитателей в детском саду и учителей в школах, как много детей полюбили бы учёбу и учителей?
- Если бы эти слова были написаны на конституции каждого государства, а их главы должны были помнить их, как «Отче наш», не стал бы наш мир лучше, чем сейчас?
Было бы хорошо, если бы эта цитата вошла в топ простых истин человечества, наряду с «Мойте руки перед едой» и «Земля круглая»: «Террором ничего поделать нельзя».
Вечерами мы с сыном гуляем рядом с большим супермаркетом, и каждый раз наблюдаем одну и ту же картину: женщина, возраст которой сложно определить, таких обычно называют бабушками, копается в мусорном контейнере, чтобы забрать домой не совсем протухшие продукты.
Что привело эту женщину к мусорному контейнеру?
- Дети и внуки, которые от неё отвернулись? Не факт, что они вообще есть.
- Государство, которое платит ей мизерную пенсию? Ведь большую часть она платит за коммунальные услуги.
- Или людские сердца стали такими паршивыми, что они стали воспринимать это, как норму?
У нас достаточно читающая семья, мы любим читать вместе и обсуждать книги. «Собачье сердце» не одно поколение занимает отдельное место в наших беседах. Мы даже вынесли правило: тщательно следить за мыслями и поступками и искоренять те, что свойственны Полиграфу Шарикову.
Автор: Римма Райхман, мама ребёнка на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Для детей на семейной форме обучения
Читайте также другие статьи этого автора:
Мой ребёнок — жертва токсичной дружбы. Что делать?
Провальные реформы в образовании. К чему приведут эксперименты над нашими детьми?
Читайте статьи других авторов:
10 малоизвестных фактов о романе «Мастер и Маргарита», которые удивят даже знатока
Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО.