Обещала вторую часть про принятие решений. Будет опять про науку.
Первая часть здесь
Основатели поведенческой экономики Д. Канеман (лауреат Нобелевской премии на минуточку) и А. Тверски в своей книги писали:
«Принимать решения - как говорить прозой: люди делают это непрерывно, осознанно или неосознанно».
В прошлой статье мы разобрали влияние бессознательного и сознания на принятие решения. Что еще влияет на наш выбор? Почему мы совершаем ошибки?
Выше упомянутые авторы считают, что на принятие решения оказывает влияние эффект фрейминга. Что это такое?
Фрейминг - необоснованное влияние формулировки на убеждения, то есть то, как нам описывают варианты выборы влияет на наши предпочтения.
Пример фрейминга:
Согласитесь ли вы на операцию, при которой смертельный исход равен 15%?
Согласитесь ли вы на операцию, при которой выживаемость равна 85%?
Подавляющее большинство выбирает второй вариант, в соответствии с которым дает согласие на оперативное вмешательство. Хотя по сути, и первая, и вторая формулировка вопроса содержат идентичную информацию. Только эмоционально для нас второй вариант оказывается предпочтительным. При фрейминге мы обращаем гораздо больше внимания на потери, чем на равнозначные приобретения.
Почему так происходит?
У нас работает два типа мышления: «быстрое» (автоматическое, инстинктивное, эмоциональное) и «медленное» (рациональное и логическое).
Выбор решения в вопросе об операции обусловлен исключительно быстрым мышлением, которое к слову не всегда связано с реальностью и часто отдает предпочтение эмоциональной стороне вопроса. «Смертность» звучит страшно и тревожно, а вот «выживание» - обнадеживает. Первый вариант отпугивает, а второй выглядит оптимистично.
Таким образом, наш выбор во многом определяется рамками формулировки.
Как это проявляется в ситуации выбора профессии?
«Выбирай профессию педагога. Всегда будешь востребованным и уважаемым человеком».
«Ты собрался стать учителем? Всю жизнь работать в школе за «нищенскую зарплату?»
«Востребованный и уважаемый» или «Нищенская зарплата»?