Найти в Дзене
Будни психолога

Фрейминг в принятии решений

Обещала вторую часть про принятие решений. Будет опять про науку.

Первая часть здесь

Основатели поведенческой экономики Д. Канеман (лауреат Нобелевской премии на минуточку) и А. Тверски в своей книги писали:

«Принимать решения - как говорить прозой: люди делают это непрерывно, осознанно или неосознанно».

В прошлой статье мы разобрали влияние бессознательного и сознания на принятие решения. Что еще влияет на наш выбор? Почему мы совершаем ошибки?

Выше упомянутые авторы считают, что на принятие решения оказывает влияние эффект фрейминга. Что это такое?

Фрейминг - необоснованное влияние формулировки на убеждения, то есть то, как нам описывают варианты выборы влияет на наши предпочтения.

Пример фрейминга:

Согласитесь ли вы на операцию, при которой смертельный исход равен 15%?

Согласитесь ли вы на операцию, при которой выживаемость равна 85%?

Подавляющее большинство выбирает второй вариант, в соответствии с которым дает согласие на оперативное вмешательство. Хотя по сути, и первая, и вторая формулировка вопроса содержат идентичную информацию. Только эмоционально для нас второй вариант оказывается предпочтительным. При фрейминге мы обращаем гораздо больше внимания на потери, чем на равнозначные приобретения.

Почему так происходит?

У нас работает два типа мышления: «быстрое» (автоматическое, инстинктивное, эмоциональное) и «медленное» (рациональное и логическое).

Выбор решения в вопросе об операции обусловлен исключительно быстрым мышлением, которое к слову не всегда связано с реальностью и часто отдает предпочтение эмоциональной стороне вопроса. «Смертность» звучит страшно и тревожно, а вот «выживание» - обнадеживает. Первый вариант отпугивает, а второй выглядит оптимистично.

Таким образом, наш выбор во многом определяется рамками формулировки.

Как это проявляется в ситуации выбора профессии?

«Выбирай профессию педагога. Всегда будешь востребованным и уважаемым человеком».

«Ты собрался стать учителем? Всю жизнь работать в школе за «нищенскую зарплату?»

«Востребованный и уважаемый» или «Нищенская зарплата»?