Я расскажу Вам, как составить РЕЗЮМЕ, с учетом моего экспертного мнения.
За 25 лет трудового стажа я составила для себя более 100 резюме.
За 15 лет в процессе подбора персонала, я оценивала более 1 000 000 резюме, и провела более 10 000 собеседований на различные вакансии (от линейного персонала до ТОП позиций ).
Я делала экспертную оценку резюме более 1 000 раз.
Я на заказ составляла резюме более 500 раз. Мои клиенты рекомендовали меня знакомым.
Итак приступим!
На сегодняшний день существует такие форматы презентации себя, как ВИДЕО резюме, анкета и т.д., Для ряда профессий к примеру PR к резюме в качества приложения идет еще портфолио .
Но все таки обычного формата РЕЗЮМЕ, самая распространенная и удобная форма самопрезентации.
Какие преимущества дает РЕЗЮМЕ ?
Со стороны соискателя, когда Вы составляете свое РЕЗЮМЕ, Вы таким образом оцениваете свой пройденный путь, и видите не только путь развития, но также есть возможность оценить точки роста, сопоставляя имеющиеся опыт, знания, навыки, образования и оценивая вакансии по Вашей специализации с ожиданиями по кандидатам со стороны работодателя.
Со стороны работодателя, РЕЗЮМЕ дает возможность оценить Ваш опыт, навыки, знания, образование, со своими ожиданиями по кандидату на имеющуюся вакансию.
Но не забывайте, что грамотно составленное РЕЗЮМЕ повышает Ваши шансы на то, чтобы Вас заметили, среди 1000 претендентов!
По своему опыту знаю, что на первичную оценку РЕЗЮМЕ уходит, не более 1-3 минут!!!!! Опытный рекрутер, HR, просматривает резюме по диагонали! И именно поэтому Ваше РЕЗЮМЕ должно ”цеплять глаз”!!!
СТРУКТУРА РЕЗЮМЕ
Жестких требований к составлению РЕЗЮМЕ - НЕТ!
Но все таки, рекомендуется отражать в резюме такие пункты как:
— Ф.И.О.
— Фото, будет +
— Возраст, семейное положение, наличие детей.
— Контактная информация для связи с Вами
— ЦЕЛЬ: в данной строке как правило пишется должность на которую вы претендуете
— ОБРАЗОВАНИЕ (основное и дополнительное)
— Опыт РАБОТЫ
— Дополнительные навыки
— Дополнительная информация
Рекомендованный шрифт: Times New Roman, 12-14 размер, черный цвет.
Выделение только основных, ключевых пунктов в резюме.
Объем: 1-2 страницы в редких случаях до 3-4 страниц, но такой объем допустим по ТОП позициям.
А теперь по каждому пункту Я дам, свое экспертное мнение.
С чего начать ?
Оглавление - РЕЗЮМЕ .
Ф.И.О. указываем первым пунктом, и шрифт выбираем большего формата чем основной текст резюме. Это позволяет HR быстро найти нужное резюме в стопке аналогичных. А так же на собеседование, обращаться к Вам по имени, тем самым устанавливается контакт между Вами.
ФОТО. С одной стороны фотография не обязательна, но с другой стороны наличие фотографии в резюме дает возможность зацепиться взглядом из 100 похожих резюме. А также HR имеет возможность оценить Вас визуально, и это тоже +.
!!! Выбирая фото, не забываем, что оно должно соответствовать той вакансии на которую Вы претендуете!
К примеру: Если Вы претендуете на должность: офис-менеджера, юриста, бухгалтера ….. тут уместен на фото деловой стиль одежды, и офисная обстановка.
А если Вы, отправляете резюме на должность: бармена, официанта ….. тут уместен другой стиль одежды и соответственно обстановка.
Фото в домашней обстановке не приветствуется! А также групповые фото! Исключение может быть к примеру к таким вакансиям как: воспитатель, няня, и т.п. В данном случае фото совместно с детьми будет уместно!
В моей практике, встречались разные резюме. До сих пор помню присланное резюме на должность продавца кассира. Фото занимало место на 80% на листе формата А4, и при этом девушка лежала на диване, делая селфи. Одежда также не соответствовала . Текстовой информации о соискателе было очень, очень мало!
Как Вы думаете, каковы были шансы у данного соискателя, с подобным резюме?
Размер фотографии я рекомендую примерно 3х4 “+”, “ -”.
Расположить фото лучше в левом верхнем углу. Таким образом фотография не будет отвлекать от основного текста, но при этом будет цеплять глаз HR.
ВОЗРАСТ, СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, НАЛИЧИЕ ДЕТЕЙ.
Данная информация конечно противоречат ТК РФ Статья 3. "Запрещение дискриминации в сфере труда".
Но поверьте мысленно каждый работодатель, HR, рекрутер будет сопоставлять возможности кандидата, с тем функционалом, объемом, нагрузкой которая предполагает вакансия.
ВОЗРАСТ. Пример: 22.06.77г.р или 22 июня 1977 года рождения. В скобках можно указать возраст (44 года).
При разных обстоятельствах, возраст будет иметь разное значение со стороны работодателя.
Взгляд, по ту сторону "баррикад"
Примеры из практики:
- Одна компания будет осуществлять подбор кандидатов, более молодого возраста, с учетом того что работа предполагает регулярное обучение и изучение нового материала в больших объемах. Справиться с таким большим объемом, и часто меняющейся информацией в более старшем возрасте будет сложно! А значит эффективность и производительность труда будет падать, а для компании это снижение прибыли. А со стороны сотрудника стресс.
2. Должность подразумевает значительные физические нагрузки (предположим разгрузка, погрузка крупно габаритного, тяжелого товара), мало вероятно подойдет женщинам любого возраста. Здесь с одной стороны дискриминация по половому признаку, но с другой стороны работодатель понимает, что подобную нагрузку женщине не потянуть.
3. Наличие детей, может быть как “+”, так и “-”
Наличие частых и длительных командировок или ночных смен скорее всего не подойдут для женщины с детьми, а особенно дошкольного возраста.
4. Возраст 50+ может быть решающим при подборе. К примеру главный бухгалтер. В данном случае возраст будет только преимуществом, так как подразумевает под собой в совокупности с опытом работы по профессии, обширный опыт работы. А так же вероятнее всего будет долгое время работать в новой компании.
5 Семейное положение (зависит от пола и статуса кандидата), и наличие детей, тоже во многих компаниях оценивается как мотивационный критерий.
Цитата “Нет универсально "хороших" и "плохих" кандидатов - есть те, кто ПОДХОДИТ для этой организации и этой работы, и те, кто НЕ ПОДХОДИТ”. Светлана Иванова. HR-эксперт, бизнес тренер и автор 22 книг по управлению, HR, продажам.
Подводим итоги: Я рекомендую, информацию касаемо возраста, семейного положения, и наличие детей указывать изначально в резюме, тем самым это позволит Вам сэкономить свое время и потенциального работодателя.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Как правило в этом пункте указывают сотовый номер телефона. Также в качестве альтернативной связи с Вами, можно указать e-mail, или социальную группу, в которой вы бываете достаточно часто.
НО НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, о том что если Вы указали удобный для Вас способ связи, будьте в доступе в период рабочего времени!
Есть такая поговорка “Рекрутер не звонит дважды!” , в редких случаях он сделает попытку еще 1-2 раза, но это в том случае если Ваша резюме вызвало повышенный интерес!
Если Вам неудобно разговаривать в течение рабочего дня, укажите часы в которые Вы сможете уделить время для телефонного или видео интервью. В пределах конечно разумного, 1-2 часа от стандартного рабочего времени. Если вы работаете посменно, вы так же это можете отразить в резюме.
Шрифт или курсив, лучше изменить по отношению к основному тексту.
АДРЕС проживания.
К примеру: г. Уфа, ул. Транспортная 34.
Номер квартиры можно не указывать в резюме, так как адрес на первичном этапе отбора, нужен для того чтобы HR мог оценить Ваше место проживания с местом нахождения офиса , тем самым оценив сколько времени вы будите тратить на дорогу.
Если Вы не придаете значения времени которое будите тратить на дорогу. Или вы можете позволить себе переехать ближе к новому месту работы. Данную информацию стоит отразить в разделе “дополнительная информация”.
ЦЕЛЬ. В данной строке как правило указывается должность, на которую вы претендуете или сфера деятельности.
Перед отправкой резюме рекомендую, делать изменения в этом пункте. Скорректируйте цель под требования по конкретной вакансии. Но при этом она не должна идти в разрез, с предполагаемым функционалом, и имеющимся у вас опытом, навыками и знаниями.
Раздел ОБРАЗОВАНИЕ можно разделить на 2 подраздела:
ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
В разделе ОСНОВНОЕ образование, сведения указывают в обратном хронологическом порядке.
В следующей последовательности:
- Года обучения;
- Наименование учебного заведения;
- Специальность;
- Специализация;
- Тема дипломной работы (рекомендую указывать выпускникам, у кого еще нет трудового стажа по специальности).
К примеру:
2008-2010гг. БГПУ имени Акмуллы
Специальность: “Организационная психология” Специализация: “Консультирование и управление персоналом”
2001-2006гг. Представительство Института экономических преобразований и управления рынком,
Специальность: “Государственное и муниципальное управление”
Специализация: “Управление персоналом”
Примечание:
!!!!! Обратите внимание на то что теперь во многих крупных компаниях, в бюджетных и в государственных учреждениях есть четкая привязка образования к “Единому квалификационному справочнику должностей”.
Соответственно если Ваше образование не соответствует предполагаемой должности, Вам могут отказать в рассмотрение.
Рекомендую в этом случае уточнить какое именно требуется образование, и возможно ли пройти курсы по повышению квалификации для того чтобы в дальнейшем претендовать вновь, когда откроется аналогичная позиция.
Этот совет, в большей степени для тех кто мечтает работать именно в гос. учреждениях.
В разделе ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ образование, сведения указывают также в обратном хронологическом порядке. Или подразделами, к примеру:
Курсы: …….
Тренинги …..
Семинары …...
Вебинары …..
Если объемы пройденных курсов, тренингов и т.д. большие. В данном случае можно указать через запятую.
Также обратите внимание, на то чтобы пройденное дополнительное образование пересекалась с Вашим опытом, или с тем на что вы претендуете.
К примеру: Курсы “Кройки и шитья”, когда Вы имеете опыт работы в сфере юриспруденции и планируете дальше продолжать работать в данном направление, будут не уместны.
ОПЫТ РАБОТЫ:
Сведения о трудовом стаже указываем в обратном хронологическом порядке.
В каждом периоде указываем:
- Период времени (месяц, год). Если Вы продолжаете работать, указываете вместо даты “по настоящее время”
- Название компании
- Сфера деятельности компании (можно не указывать, если само название говорит о сфере деятельности, или компания у всех на слуху).
- Численность компании, если Ваш функционал напрямую связан с количеством сотрудников.
К примеру: для инспектора по кадрам будет важно указать не только свой функционал, но и объем, т.е. численность компании
- Занимаемая должность.
- Должностные обязанности.
В этом разделе, важно указать основной функционал, с пересечением того функционала который предполагается на новом месте работы.
Если Ваш функционал большой, и повторяющийся во многих компаниях, можно вынести это в отдельный блок. К примеру: НАВЫКИ и ЗНАНИЯ в сфере HR:
- подбор персонала
- адаптация персонала
- мотивация персонала и т.д.
Так же в разделе ОПЫТ РАБОТЫ, можно указать свои достижения.
К примеру: менеджер по продажам. Увеличил объем продаж на %__.
Казалось бы, самый простой раздел в резюме. А на самом деле, он не только самый важный, но именно в нем чаще всего делают ошибки соискатели:
- Слишком много информации
- Минимум информации
- Отсутствует логическая цепочка
- и т.д.
Рекомендую данный раздел прочитать неоднократно, прежде чем запускать в работу!
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ и ЗНАНИЯ.
В данном разделе, рекомендуется указывать имеющиеся у Вас навыки и знания относящиеся к профессиональной деятельности:
- спец программы, и уровень владения
- орг техника
- работа в соц сетях
- водительский стаж (если работа подразумевает управление автомобилем )
- умение вести переговоры
- навыки активных продаж
и т.д. ......
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (СВЕДЕНИЯ).
В данном разделе указываем все что не вошло в основные разделы, но при этом несут за собой важную информацию для трудоустройства.
К примеру:
- готовность к командировкам
- готовность к сменному графику
- готовность к удаленной работе
- наличие личного автомобиля
- если есть маленькие дети, и при этом есть реальная поддержка со стороны родственников или няни. То есть данный факт, будет снижать вероятность частых больничных. УКАЗЫВАЙТЕ!
- получаете высшее образование. Но при этом готовы решать вопросы с учебой самостоятельно, без ущерба для производства (компании) .
- уровень владения ин.языков
- и т.д.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА.
Еще достаточно часто встречается в РЕЗЮМЕ такой пункт как “Личностные качества”
В данном случае, я напишу о своем видении к данному пункту, а Вы для себя решите сами, стоит его указывать в резюме, или нет.
Характеристика личностных качеств со стороны соискателя субъективна, поэтому как правило HR при оценки резюме, не особо останавливается на данном разделе. Все что ему нужно будет узнать и сопоставить с имеющейся вакансией, он это сделает в процессе проведения интервью (собеседования).
Так что это раздел можно вовсе пропустить, или указать не более 5 личных качеств.
РАЗМЕР УРОВНЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.
Также как и по предыдущему разделу, выскажу свое экспертное мнение на счет отражения зарплатных ожиданий в резюме.
Я лично, в своем резюме не указываю уровень ожидаемой з/п.
Мои зарплатные ожидания конечно определены, с учетом реальностей рынка труда.
Определена нижняя черта по з/п, на которую я буду готова пойти.
Перед отправкой в ту или иную компанию, я изучаю возможности компании по уровню предлагаемых з/п.
А вот обсуждение по заработной плате, на какой доход можно рассчитывать, из каких частей она состоит, по каким показателям будет оценка. Все это я уже обсуждаю при личной встрече на собеседование.
При личном контакте проще вести переговоры на эту важную тему!
Указав в резюме определенную сумму можно на этапе оценки продешевить или переоценить себя, и тем самым упустить шанс пройти этапы отбора.
Так же важно понимать, что есть компании где присутствует не только денежная мотивация, но к примеру ДМС и это будет для семьи где следят за своим здоровьем дополнительным бонусом при принятие решения, и экономией для семейного бюджета.
Указывать уровень ожидаемой заработной платы в резюме, или оставить на момент прохождения собеседования, решать только Вам!
Если Вы для себя принимаете решение, отразить это в резюме, тогда я рекомендую это указать ниже строкой, после ЦЕЛИ.
ЗАВЕРШАЮЩИЕ ШАГИ по НАПИСАНИЮ и ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗЮМЕ.
В начале статьи , я уже писала о том, что рекомендую использовать
шрифт: Times New Roman, 12-14 размер, черного цвета .
Выделять другим шрифтом или цветом рекомендую только основные, ключевых пункты в резюме.
Объем: 1-2 страницы в редких случаях до 3-4 страниц, но такой объем допустим по ТОП позициям.
По стилистике, оформить можно приближенно к табличной форме.
Цветовая гамма: на белом фоне, черный шрифт текста.
Яркий фон в резюме безусловно привлекает внимание, но распечатывать такой вариант резюме будет неэкономично как для Вас, так и для HR.
Внизу можно поставить дату написания резюме (отправки), а также предусмотреть место для подписи, если резюме планируется предоставить в бумажном формате при личной встрече.
В заключение хочу сказать следующее:
По общему виду резюме:
- шрифт должен быть читаем, и написан в одном стиле, за
исключением обозначения разделов или важной информации
- внешняя стилистика должна привлекать внимание HR.