Из-за усиления инфляции во втором квартале 2021 года Банк России ускорил переход от мягкой денежно-кредитной политики, характерной почти для трех предыдущих кварталов, к более нейтральной: с апреля по июнь регулятор увеличил ключевую ставку суммарно на 1 п. п., до 5,5%.
Из нашего нового обзора можно узнать, как это сказалось на ставках банковского кредитования инфраструктурных проектов? Что происходило на рынке облигационных заимствований? К каким значениям будет стремиться ключевая ставка в ближайшие годы и какие инструменты будут актуальны для авторов проектов?
- Несмотря на то, что ставки банковского кредитования для инфраструктурных проектов во втором квартале оставались в коридоре прежних, исторически низких значений (от 7,45% до 12%), для новых заимствований они начали сдвигаться к верхней границе этого диапазона. Это означает, что в следующие кварталы ставки продолжат расти и, вероятнее всего, ее преодолеют, одновременно «подняв» нижнюю границу.
- Со второго квартала 2021 года регулятор начал публиковать данные об ожидаемой траектории изменения средней ключевой ставки. В этом году она может находиться в пределах 4,8–5,4%, а в 2022 и 2023 годах вырастет до 5,3–6,3% и 5–6% соответственно. Это позволит прогнозировать изменение стоимости средств на более длительный, чем ранее, период.
- Вероятнее всего, повышение ключевой ставки временно заморозит активность кредитующихся в банках организаций, которые начнут рассматривать в качестве альтернативы облигационные заимствования. Впрочем, и там корпоративные инфраструктурные заемщики пока заняли выжидательную позицию: так, во втором квартале сократилось количество и объем размещений сроком свыше семи лет — было проведено лишь две эмиссии на 20 млрд руб. против пяти на 171,5 млрд руб. кварталом ранее. Эмитенты чаще, чем в предыдущие кварталы, прибегали к более «коротким» займам (на срок менее семи лет) и досрочным погашениям, чтобы рефинансировать долговые обязательства, взятые в период более высоких ставок.
- Ставки текущих купонов корпоративных долгосрочных облигаций инфраструктурных компаний во втором квартале были в диапазоне 5,91–12%. Для купона с фиксированной ставкой был характерен более широкий диапазон значений текущего купона (5,07–12%), чем с плавающей (5,9–8,49%). Их движение за последний квартал отражает повышение ключевой ставки. Диапазон ставок купонов по проектным облигациям составил 9–10,44%. Для концессионных бондов он также остался в прежних границах (от 4% до 10%), а доходность находилась на уровне большинства корпоративных семилетних и более долгосрочных облигационных бумаг.
- В сегменте концессионных облигаций в первом полугодии состоялась лишь одна эмиссия на 5 млрд руб., которую провела Новая концессионная компания, привлекая средства на строительство Северного дублера Кутузовского проспекта в Москве. Это был уже второй выпуск облигаций эмитента. Во втором квартале размещений концессионных бондов не происходило, это было связано и с тем, что в 2020 году из‑за общей нестабильности на рынке новых проектов, рассчитанных на облигационное финансирование, практически не запустили.
- В прошлом году новым инструментом привлечения средств для финансирования инвестиционных программ монополий стали вечные бонды. Но до середины 2021‑го на Московской бирже были размещены лишь соответствующие выпуски РЖД. В конце июня появился еще один эмитент таких бумаг — «Газпром Капитал» — средства от их выпуска будут направлены на газификацию регионов. По нашим оценкам, в перспективе ближайшего полугода-года на рынок бессрочных займов могут выйти новые игроки, среди них «Почта России». А через другой новый инструмент — СОПФ-облигации от «ДОМ.РФ» — собираются субсидировать создание транспортной и инженерной инфраструктуры в рамках девелоперских проектов.
- ESG-трансформация (ориентация на экологические, социальные и ответственные корпоративные инвестиции) уже началась в банковских организациях, вероятно, вскоре она заденет и компании реального сектора. В большинстве своем из‑за существующей структуры бизнеса они пока не готовы к применению «чистых» ESG-инструментов (например, сугубо зеленых или социальных бондов), а для использования смешанных (облигаций устойчивого развития или переходных облигаций) — не хватает достаточной нормативной базы. Вероятнее всего, в ближайшие годы рамочные документы и стандарты будут создавать прежде всего под смешанные инструменты.
Читайте полную pdf-версию обзора, а также другие аналитические материале на сайте infraone.ru. С июньским исследованием «Инфраструктура - 2025: вызовы и перспективы» можно ознакомиться также на специальной интернет-странице проекта.