Найти тему
Прорывист

На смерть Меньшова

5 июля 2021 года ушёл из жизни ученик токаря завоевавший народную любовь и звание Гражданина за отказ в 2007-м вручать премию фильму «Сволочи», знаменитый режиссёр, актёр, народный артист РСФСР, сорок лет назад получивший «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит» – Владимир Валентинович Меньшов.

В. Меньшов начал свой творческий путь актёром вспомогательного состава Астраханского драмтеатра, а закончил в должности члена правления «Мосфильма».
В. Меньшов начал свой творческий путь актёром вспомогательного состава Астраханского драмтеатра, а закончил в должности члена правления «Мосфильма».

Но прежде чем помянуть заслуженного деятеля искусств, имеет смысл вспомнить о сущности искусства, которая заключается в воздействии на человека через творческое отображение действительности. При этом, в классовом обществе, разделённом на богатых и бедных, хозяев и наёмных работников, настоящее искусство, а не её имитация, не может быть нейтральным, идеологически незамутнённым, внепартийным явлением.

Поэтому следуя максиме спартанца Хилона: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды», в отношении Меньшова необходимо заметить, что с точки зрения необходимости общественного развития, картина «Москва слезам не верит», при всех её художественных достоинствах – шаблонное прочтение американской мечты. Деидеологизированная история о золушке разъясняет гражданам, что через социальную инициативу, мобильность и упорный труд они обязательно достигнут успеха. Но по содержанию – это драма мещанского невроза, культивирующая неустроенность личной жизни и образец филистерских интересов: кто на ком женился, кто в какой квартире живёт и чего добился в жизни.

Комедийная мелодрама «Любовь и голуби» – «Американский пирог» из русской печи, живописует историю разлада, истеричных отношений, пьянства, ругани, кривляния, противопоставления мужчин и женщин, города и деревни, в которой решение всех проблем сводится к абсурдному юмору. За типичный семейный уклад, выдаётся образ «близких» отношений мужа пьяньчужки-подкаблучника, живущего со стервой-женой, контролирующей его зарплату и принимающей за него решения.

С этой колокольни оба фильма – иллюстрация пошатнувшихся социалистических устоев, унылого ландшафта общественного разложения и упадка в СССР, когда фактически остановили стройку коммунизма, но ещё не взялись её перестраивать.

Конечно, обычный наёмный работник затурканный прелестями «свободного» рынка, где продаётся и покупается абсолютно всё, увидев демарш Меньшова на церемонии вручения премии MTV Russia Movie Awards 2007, невольно воскликнет:

Наконец-то мы увидели человека-творца не поливающего грязью советское прошлое!

Да, Меньшов, будучи ведущим, публично отказался награждать ярую антисоветчину, но зачем он вообще вошёл в жюри этой «премии»?! Или «Сволочи» – это единственный фильм поливающий грязью наших предков, их великую победу над фашизмом?

Никто не спорит, Меньшов поступил правильно, но его поступок, увы, не вызван принципиальностью, иначе зачем он снял, положим, «Зависть богов» или «Ширли-Мырли»? Да и если он за Советскую власть – то как его занесло в антисоветскую поделку «Легенда номер 17» или в чернушный сериал «Ликвидация»? Да и вообще, почему режиссёр и продюсер выступающий за СССР, не снял после 1991 года ни одной правдивой ленты о советском периоде?!

Да потому, что Меньшов много пожил, но мало понял. И если он вразрез большинству буржуазной творческой интеллигенции, не лает на Советский Союз – это не ещё повод внимать ему словно пророку и превозносить его как «ум честь и совесть нашей эпохи».

Недаром говорят, что воздушные замки легче построить, чем разрушить...
Недаром говорят, что воздушные замки легче построить, чем разрушить...

Да, почётный гражданин Астрахани, в отличии от Олега Табакова, назвавшего СССР – неудавшимся экспериментом или Эльдара Рязанова, сравнивавшего КПСС с НСДАП, уважительно отзывается о Стране Советов, но... «случайно» вступает в «Единую Россию» и «неожиданно» становится доверенным лицом Путина, воздвигнувшего в Екатеринбурге циклопический Ельцин-склеп в память о могильщике первого в мире государства рабочих и крестьян...

Что это, если не соглашательство и конъюнктура?

Конечно, у Меньшова были кое-какие принципы, как и очевидный талант, но являлся ли он борцом по жизни? Отнюдь, поскольку имея авторитет в народе так и не рискнул его реализовать. А просто приспособился и сидел членом правления «Мосфильма» на пятой точке ровно.

Дочитав до этого места, рядовой охранитель обязательно возмутится:

Меньшов – художник, и не обязательно должен быть мыслителем-политологом!

Но мы уже замечали, что «независимого» искусства не бывает в принципе, поэтому человек, чьи взгляды непоследовательны – то он за СССР, то за «Единую Россию», то за «Справедливую Россию», не может быть по-настоящему убеждённым в верности собственной позиции. Именно поэтому политические взгляды Меньшова беспомощны, противоречивы и наивны.

В частности, в обширном интервью К. Сёмину, режиссёр заявлял:

Я умру с чистой совестью, потому что никогда не называл Советский Союз поганым словом «совок».

Да, не называл, более того, утверждал, что СССР был удивительной и замечательной страной, правда у него из этого вовсе не следует верный логический вывод, что раз так – необходимо уходить от капитализма. Наоборот, Владимир Валентинович резюмирует, что Путин – это возрождение страны и нужно просто потерпеть...

Искуны правильного капитализма опять возмутятся:

Да! Всё верно! Меньшов – один из лучших представителей творческой интеллигенции, а всем интеллектуально недозревшим максималистам нелишним будет осознать, что смысл фразы о терпении заключается в том, чтобы спокойно, по мере сил, действовать на благо Родины, ожидая когда на горизонте появится правильный вождь, а не ломать страну через колено, не рубить сгоряча, наотмашь и под корень...

И снова будут неправы, поскольку Меньшов ведёт себя как охранитель, из-за того, что ещё верит в Путина, потому, что неадекватно реагирует на действительность, призывая вымирающий народ к терпению.

В вечных поисках «золотой середины»
В вечных поисках «золотой середины»

Конечно, охранители – обычные граждане обманутые говорящими головами буржуазии, рассуждают как терпилы, но не из-за природного сервилизма, а в силу того, что рыночное бытие для наёмных работников есть причина их мелкобуржуазного сознания, помноженного на идеализм и веру в доброго царя-батюшку:

Не надо мне революции. Я просто желаю отстаивать свои насущные интересы и объединившись с такими же – добиться от государства послаблений и льгот. Добиться их реально выборами и митингами. Поэтому я лучше стану улучшать жизнь маленькими шажками, чем практически неосуществимой революцией.

С обывательской точки зрения – всё верно. Боржоми пьют, когда уже почки отвалились, но каждый охранитель свято уверен, что именно у него они не отвалятся. Что именно ему карта ляжет в масть и он, если не сказочно разбогатеет, то уж точно сможет прожить жизнь в достатке и благополучии, сохранив свою страну детям и внукам.

С прогрессивной же точки зрения ясно, что человек ищущий «правильный капитализм» не в состоянии понять, что ему, ничем не владеющему в «своей» стране, образно выражаясь, кроме резинки от трусов, не принадлежат никакие реальные права, поскольку в реальности они в собственности у хозяев основных средств производства, на которого приходится работать чтобы жить, а порой, элементарно выживать.

Естественно, что Меньшов тоже «терпел» капитализм, но как доверенное лицо... А его рядовой поклонник – обычный наёмный работник, пусть ещё потерпит, пока все ротенберги станут миллиардерами. Что ж, ничего удивительного. Те, кому повезло устроиться на тёплом местечке, не станут портить себе жизнь сомнительными призывами к пересмотру итогов ваучерной приватизации, а тем более к «революциям».

В отличие от тех, кому уже терять нечего, кавалер ордена за заслуги перед Отечеством и защитник СССР, снимается в рекламе банка, т.е. пропагандирует ростовщиков и спекулянтов – с волками жить, по волчьи выть, иначе его быстро вычеркнут из списка придворных халдеев и выпрут на з/п в 20 тыр./мес.

Вот как выглядит «агония морали».
Вот как выглядит «агония морали».

И Меньшов прикинул, что ему «потерпеть» ещё можно... Тем более, дочь Юля на ЦТ не хуже авторов «сволочей» дебилизирует страну передачками о том, кто из богемы с кем переспал и при каких обстоятельствах.

Как тут не потерпеть?

Конечно, пока «бежать с вилами» некуда и не с кем. Но это только пока:

Идея становится материальной силой когда она овладевает массами...

Именно так всё и случится, но не сегодня. Сегодня никто не пойдёт на баррикады, пока у его холодильника кроме как для баррикады никакого применения не останется. И самое главное, пока нет боевой революционной партии ленинско-сталинского типа, пока обыватели чирикают то, что им наплели буржуазные СМИ, пока для них наёмный работник и собственник – одного поля ягоды, несмотря на то, что у первого МРОТ или «средняя» з/п, а у второго миллиарды и недвига за рубежом.

Буржуазия вербует под свои знамёна «волонтёров» из всех социальных групп, но интеллигентов, в первую очередь. Поскольку они тоньше всех могут навязать буржуазные представления небуржуазной массе.
Буржуазия вербует под свои знамёна «волонтёров» из всех социальных групп, но интеллигентов, в первую очередь. Поскольку они тоньше всех могут навязать буржуазные представления небуржуазной массе.

Вот и «эталонный патриот» Меньшов не будучи в убытке от капиталистической формы распределения, героически «терпел» буржуазию, выполняя её заказы, велев и нам оставить все бунтарские мотивы, не обращать внимания на непреодолимые противоречия между трудом и капиталом.

Настаивая на «революции сверху», играя в сладко-лживом спектакле по мотивам декларативных буржуазных свобод, обладатель государственной премии им. Н.К. Крупской, объективно выступал на стороне рыночного безумия, поскольку капиталистическая действительность сама по себе не имеет разумных оснований.

Мы же предлагаем дело трудное, но единственно верное. Трудное потому, что сила капиталистических порядков основана на идейно-психологическом и силовом подавлении масс, которые им необходимо либо «обуржуазить», либо погибнуть, а верное в том, что кризис современного капитализма обнажает тот факт, что «можно обманывать часть народа всё время, и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ всё время».

Южанин

____________________________________
Послесловие
Уважаемые читатели!
Заносите в закладки и изучайте наши издания:
I.
Общественно-политический журнал «Прорыв»
II.
Газета «Прорывист»

Поддержите редакцию деньгами:
I.
Принципы финансирования
II.
Подписка на газету
III.
Заказ нашей брошюры почтой с автографом автора
IV.
Заказ нашей книги "Жизнеописание красного вождя"