Найти тему
Историк на диване

Доспехи князей и конунгов. "Кабаний" костяной шлем из Бэнти Грэндж

"Историк на диване" начинает рассказывать об уникальных образцах оружия и доспехов раннего средневековья. Эти вещи держали в руках и носили люди, повелевающие целыми странами: легендарные вожди и эпические герои, могучие русские князья и хитроумные скандинавские конунги. Каждый из этих предметов - настоящее произведение кузнечного и ювелирного искусства. Даже в современных условиях воссоздать подобное стоит огромных трудов. Однако умелые мастера и известные исторические реконструкторы, затратив огромное количество времени и усилий, стараются сделать копии этих уникальных артефактов. Сегодня вашему вниманию предлагается "кабаний" шлем из Бэнти Грэндж (Англия, VII век). Уникальность этого налоговья состоит в том, что его купол сделан не из металла, а из роговых пластин. "Кабаньим" его называют из-за фигурки этого животного, венчающей гребень шлема. Его воссоздал один из лучших мастеров в СНГ, легендарный в среде реконструкторов кузнец и ювелир Дмитрий Храмцов.

Сам шлем был обнаружен в далеком 1848 году около небольшой фермы Бэнти Грэндж (Дербишир, округ Моняш) в кургане одним из отцов английской археологии Томасом Бейтманом (получившим при жизни прозвище "курганный рыцарь). Хотя археологом в полной мере назвать его нельзя - скорее он был антикваром: собирателем и, конечно, продавцом древностей.

Нам посчастливилось найти курган, в котором была собрана самая большая коллекция реликвий, когда-либо обнаруженная в графстве, и которые по своему интересу не уступают найденным до сих пор в любом англосаксонском королевском захоронении. Курган , который находится на ферме под названием Бэнти Грейндж, расположен в высоком и мрачном месте справа от дороги из Эшборна в Бакстон. Он небольшой высоты. Возможно, не более двух футов в самой высокой точке. Но расположен на довольно большой площади и окружен небольшим рвом или траншеей. - писал в своей книге "Десять лет раскопок кельтских и англосаксонских курганов в графствах Дерби, Стаффорд и Йорк с 1848 по 1858 год" (1861 год издания) сам Томас Бейтман (перевод автора блога "Историк на диване").

Помимо шлема, в богатом кургане были обнаружены остатки ювелирных украшений и кубка. При этом, как подчеркивают уже современные археологи, курган (внесен в список охраняемых памятников в 1970 году) был исследован очень фрагментарно и хранит еще немало тайн. Его исследования продолжаются.

Как выделялся из толпы богатый викинг:

https://zen.me/11SsnBx4

От самого шлема осталось не так много: каркас из железных полос (на которых нашли остатки роговых пластин) с наносником и назатыльником, а также серебряные заклепки, бронзовая нашлемная фигура и украшение на наноснике в форме креста (или меча). Также вместе с ним обнаружены железные пряжки - вероятно, от подбородочного ремня. Сам Томас Бейтман называет свою находку "единственным предметом такого рода, обнаруженным до сих пор в этой стране". До сих пор это его утверждение (хотя прошло уже больше полутора веков с момента находки) не опровергнуто учеными.

Сейчас ряд историков считают, что шлем из Бэнти Грэйндж мог носить ритуальный характер и не использоваться в бою. Также как знаменитый шлем из могильника Саттон Ху считают чем-то вроде королевской короны, отправившейся с монархом в последний путь.

Какие еще шлемы носили в эпоху викингов:

https://zen.me/lYTa5xx11

Фигура кабана на шлеме имела скорее всего сакральное значение. Это, кстати, не редкость у германских племен - там это животные было символом силы, сексуальной мощи и богатства.

Ведь вы же в курсе, что и саксы, захватившие когда-то Англию и скандинавы - потомки германских племен? И даже их религии (мы, конечно, говорим о дохристианском периоде), были очень похожи.

"Фигура кабана, вероятно, означает не животное, а богиню Фрею, с которой оно было связано... Тацит в своей работе "О происхождении и местоположении германцев" также считает, что изображение кабана имело религиозный характер и должно было призвать защиту богини", - писал в своей книге "Десять лет раскопок кельтских и англосаксонских курганов в графствах Дерби, Стаффорд и Йорк с 1848 по 1858 год" (1861 год издания) Томас Бейтман (перевод автора блога "Историк на диване"). Собственно, в скандинавской мифологии встречается немало упоминаний кабанов. Кроме уже вышеописанного зверя верховной богини Фреи Хильдисвини (в переводе с древнескандинавского - Боевой Вепрь), на котором она ездила верхом и в которого превратила своего возлюбленного Оттара, кабан Гуллинбурстин (в переводе с древнескандинавского - Золотая Щетина) был спутником бога плодородия Фрейра. Таким образом это животное стало не только символом могущества и сексуальных побед, но и богаотства.

Также, согласно легендам, вечные воители - эйнхерии - в своей обители Вальхалле, куда попадали только самые доблестные из павших в битве, каждый вечер съедали кабана Сехримнира, и каждое утро тот снова восставал целым.

К тому же, в эпической древнесаксонской поэме "Беовульф" прямо говорится, что изображение кабана дает воину защиту в битве.

Мифы и легенды о викингах:

https://zen.me/24ZTOex17

https://zen.me/22TKLax12

Каким оружием сражались в эпоху викингов:

Автор: Алексей Зернаков

Иллюстрации: Алексей Зернаков