Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Кто и зачем врёт о войне за Краину?

Война за Сербскую Краину для сербов окончилась полным разгромом. Причин этому масса и многие мы разбирали уже не раз. Но по-прежнему очень значительная часть сербской общественности винит в этом кого угодно, но только не себя. И особняком тут стоят непосредственные участники событий.

За прошедшие после войны годы в Сербии была опубликована масса воспоминаний, авторы которых «срывают покровы», «рассказывают истину» или попросту обеляют себя. Посвящены они разным вопросам, но одно в них неизменно - в трагических для сербов событиях всегда виноват кто-то другой, а автор обязательно рыцарь без страха и упрека. Разве можно признать, что ты сам косячил невероятно и слал наверх липовые отчеты? Конечно нет, это же Милошевич и его клика постарались…

Да, в постигшей сербов катастрофе Милошевич очень виноват, но почему-то многие авторы мемуаров пишут только о его политике, а о своих действиях скромно умалчивают. Но с этими товарищами все понятно и предсказуемо. Козлом отпущения быть никто не хочет. Зато хочется пиара и известности. А те, кто ничего предосудительного в годы войны не сделал, почему-то предпочитают отмалчиваться. Причем иной раз даже получив порцию обвинений или критики от «обличителей.

Одна такая история в качестве примера.

Служил в краинском Главном штабе офицер. Был он командирован туда из югославской армии и на многое смотрел как бы со стороны. Отвечал за планирование операций и даже дослужился до генеральского чина. После поражения в войне сей офицер вместе с сотнями тысяч других сербов эвакуировался в Югославию, где вышел на пенсию и стал писать книги.

И спустя несколько лет после краха Сербской Краины написал он весьма нашумевший труд, где подверг разгромной критике ну очень многих. Политиков, военных, Милошевича и др. Десятки людей узнали о себе много нового. Многие офицеры лицезрели в свой адрес крайне неприятные обвинения в трусости, предательстве, некомпетентности и т. д. И конечно же, о своей роли в трагедии Краины автор скромно умолчал. Ну то есть все вокруг трусы и неучи, а он один знает, как надо было поступать.

Поражение в Краине и весьма спорные результаты войны в Боснии сербами воспринимались очень тяжело. Общественность видела в катастрофе не свои собственные просчеты и ошибки, а исключительно предательское поведение Милошевича. Поэтому книга, что называется, попала на благодатную почву и мигом нашла массу почитателей, твердящих, что вот оно, свершилось, наконец-то написали ПРАВДУ о войне. Голоса скептиков и тех самых политых критикой военных тонули в гвалте одобрения.

Прошло много лет с момента публикации, но книгой по-прежнему восхищаются. Да, кроме обвинений и резких выводов в книге содержится масса данных и мнений. И если ты занимаешься темой Краины, то пройти мимо нельзя. Первый раз я ее прочел более 10 лет назад и затем обращался к ней неоднократно. И чем больше я ее открывал, тем больше вопросов у меня копилось.

Особенно меня впечатлил следующий момент. Автор заявлял, что буквально за день до хорватской «Бури» один из офицеров (назовем его М.) увел с позиций свою бригаду. У меня это в голове не укладывалось - как может целое соединение оставить ключевой участок фронта самовольно и без каких-либо санкций со стороны командования. Надоело воевать и тупо бросили позиции? Возможно, конечно, но неслабо даже по меркам югославских войн.

Во время одной из поездок в Сербию я стал расспрашивать ветеранов о тех событиях. И что меня удивило, бывшие в том регионе командиры в один голос говорили, что в книге буквальное вранье и тот офицер никуда свою бригаду не уводил. И большинство предлагало поехать в Нови-Сад и на месте поговорить с М., выслушать его версию случившегося. К тому времени я уже знал, что в годы войны он занимал ряд важных должностей, и был довольно влиятельной фигурой в краинских формированиях. Имело смысл спросить его и о других вещах, а не только о «Буре».

М. легко согласился встретиться, мы здорово пообщались, и в итоге я все же поинтересовался - почему в той книге такое обвинение, что на самом деле произошло? Вопросу он ничуть не удивился и ответил просто: «Хорватскую атаку мы встретили не в тылу, а на позициях. В бою мы понесли потери, и нашими силами не было никакой возможности сдержать натиск противника». Затем он назвал мне несколько знакомых фамилий офицеров, кто, по его словам, мог бы со стороны рассказать подробнее и непредвзято. «Поговорите с ними и решите, стоит мне верить или нет».

М. произвел на удивление приятное впечатление. Явно толковый и профессиональный военный, рассказал он мне очень много. Я про себя отметил, что многие данные, что он дал, вполне совпадали с тем, что я видел в архивных документах. И его рассказ делал понятными те вещи, объяснение которым я не мог найти в имеющихся источниках. Вернувшись в Белград, я сразу пошел к тем ветеранам, чьи фамилии мне назвал М. Благо, что с ними я уже был знаком. И рассказали они мне следующее.

Летом 1995 г. М. со своей бригадой воевал под Бихачем. Как только хорваты провели наступление в Западной Боснии, он был оттуда отозван и с частью своего соединения получил назначение на совсем другой участок фронта. Как только он прибыл, ему сразу была поставлена задача выйти на такой-то рубеж и с ходу атаковать противника. Две пехотные роты во главе с М. двинулись на позиции. А вскоре он вернулся в штаб и спросил отдавшего приказ офицера: «Что за ерунда происходит?». Поскольку рубеж, откуда предстояло начать атаку, был в хорватском тылу в нескольких километрах от фронта. И у хорватов там было не немного сил, а две полноценные бригады. На глазах множества офицеров состоялся примерно следующий диалог:
- Это глубокий хорватский тыл, у них там две бригады стоят. А я должен вести две роты на убой? Вы в своем уме вообще?
- Какой еще тыл? Вот карта оперативной обстановки, нет там никаких хорватов. Тем более откуда там две бригады?
- Какие карты? Ты когда их обновлял? Езжай на позиции и посмотри, где наши оборону держат! Почему в окопах знают о противнике, а вы тут понятия не имеете, что на фронте творится?
- Выполняй приказ! Ты срываешь стратегическую операцию!
- Нет.

Дальше пошла перепалка с обменом мнениями друг о друге, после чего спорщиков разняли присутствующие командиры. Как вы уже наверняка догадались, офицером, отдавшим абсурдный приказ, был тот самый автор нашумевшей книги. Получив публичную отповедь от М. в присутствии сослуживцев, он спустя несколько лет отомстил ему на страницах монографии.

Но в августе 1995 г. до этого еще было далеко. Штаб уточнил обстановку, подтвердил правоту М. и отправил его обратно на фронт. Правда, теперь была поставлена задача оборонять позиции, о наступлении речи уже не шло. И именно там, а не в тылу, он и встретил хорватскую «Бурю». Во время ожесточенного боя в передовой наблюдательный пункт, где он находился, попал хорватский снаряд. М. и несколько бывших там офицеров чудом избежали гибели. К вечеру оборона сербов в этом районе была прорвана и началось всеобщее отступление.

Ночью он прибыл в штаб корпуса, где ему велели собрать бойцов и поступить в подчинение соседей. Кое как собрав остатки двух своих рот, М. на утро следующего дня добрался до соседнего корпуса, оборона которого также посыпалась. Ему там и приказов уже никаких не отдали. «Фронт прорван, спасайте своих людей». Дальше события известные - эвакуация в Югославию, новая должность в тамошней армии, участие в войне за Косово и Метохию и потом выход на пенсию.

В эту версию я поверил сразу. Уже потом я получил и документы, во многом ее подтверждавшие, и фото с тех позиций, где перед камерой улыбаются бойцы двух рот М., и смог пообщаться с другими ветеранами, которые рассказали практически то же самое. Но больше меня зацепило другое. Ни один из ветеранов, с кем я обсуждал эту историю, о М. слова плохого не сказал. Вообще не один. «Честный», «храбрый» - это я слышал не раз. А посредственным командиром его назвал только тот самый обличитель в своей книге.

М. умер в 2019 г. после долгой болезни. Он так и ушел оклеветанным, не рассказав свою историю на страницах книги или хотя бы в СМИ. Конечно, нет смысла сравнивать, сколько людей могли услышать реальную историю в личном разговоре с ним, а сколько прочли «обличения правдоруба», которые затем были растиражированы на всяких форумах, в Фэйсбуке и т. д.

Автор - Вадим Соколов