Найти тему
ПРОБУЖДЕНИЕ

Любовь совершенная. Святые отцы о любви к Богу, и том каковы ее признаки и производимые ею действия.

Из святого Марка.

Кто возлюбил Бога, тот каждый день умирает, то есть превосходит умом всякий помысел и ни о чем другом не думает, кроме как о достижении совершенной любви Христовой, которая есть глубочайшее откровение сердца, которым вошел прежде ради нас Иисус через святое Крещение. Стремясь к такому состоянию с самого начала своей проповеди, святой апостол Павел сказал: Стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос (Флп 3, 12). Эти слова значат: я стремлюсь любить так, как любит меня Христос. Человек, достигший такой любви, уже ни о чем большем не хочет и думать. Он не помнит ни о телесных скорбях, ни о дивных творениях, но отсекает от себя почти любые помыслы, ибо никак не хочет лишиться действия Духа. Апостол объявил, как далека от всего духовная любовь: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? И еще: Я уверен, что ни смерть ни жизнь, ни ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не могут отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 8, 35; 8, 38–39). Мы видим: апостол не допускал никаких помыслов ни о чем, кроме как относящихся к пребыванию в любви Христовой.

Из святого Диадоха.

Никто не может возлюбить Бога сердечным чувством, если прежде не убоится Его всем сердцем. Душа, очистившись и размягчившись под влиянием страха, сможет воспринять деятельную любовь. Но для человека никак не возможно достичь страха Божия названным образом, если он заранее не поставит себя вне всяких житейских помыслов.

Когда ум достигает великого безмолвия и беззаботности, тогда его волнует лишь страх Божий, очищая его с великим чувством от всякой земной тяжести, чтобы возвести его со многой любовью к благости Божией. Страх свойственен очищающимся как средство, приводящее к любви, а совершенная любовь принадлежит уже очистившимся, у которых уже никогда не будет страха. Как сказано в Писании, совершенная любовь изгоняет страх (1Ин 4,18).

И страх Божий, и любовь к Богу доступны только праведникам, которые творят добродетели действием Святого Духа. Поэтому говорит Писание: Бойтесь Господа, [все] святые Его (Пс 33,10). И еще. Любите Господа, все праведные Его (Пс 30, 24). Мы должны ясно сознавать, что страх при посредничестве любви есть свойство духовно очищающихся праведных, а духовно очистившиеся, как уже было сказано, обладают совершенной любовью. В них уже нет никакого помысла страха, но только непрестанное воспламенение любви и страстное стремление души к Богу действием Святого Духа. Как сказано в Писании: К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя Одерживает меня (Пс 62, 9).

Кто любит себя, тот не может любить Бога. А кто не любит себя по причине чрезмерного богатства любви к Богу, тот любит Бога. Ибо такой человек любит не собственную славу, ищет не своей славы, но Божией. А кто любит самого себя, тот ищет собственной славы. Человек, любящий Бога, ищет и любит славу своего Творца.

Если человека переполняет Божья любовь, то в духовном порыве он начинает любить своего ближнего, причем, той любовью, о которой говорит все Писание, ибо обычная плотская любовь легко разрушается, от самой малой причины, потому что она не скреплена духовным чувством.

Любящий Бога и верующий в Него без лукавства, искренне совершает и дела веры. А кто лишь верует, но в любви не пребывает, тот не имеет и веры, о которой только мнит, что имеет. Он верует легкомысленно, а огромная в своей славе любовь к Богу не действует в нем. Самое великое среди всех добродетелей вера, приводимая в действие любовью.

Ум воспринимает любые добродетели через чувства и преуспевает в их восприятии постепенно по непонятному уставу. А духовную любовь никто не может приобрести, если сначала не будет, во всяческом извещении, просвещен Духом Святым. Если ум еще не вкусил в совершенстве «по подобию» в видении божественного света, то хоть всеми остальными добродетелями человек обладает, он еще не причастен совершенной любви. А когда он уподобится Богу в добродетели, то есть станет богоподобен настолько, насколько возможно человеку, тогда он и будет нести на себе подобие божественной любви.

Из святого Максима Исповедника.

Как душа лучше тела, так и Бог, создавший мир, несравненно лучше мира. Поэтому тот, кто предпочитает душе тело, и Богу – созданный им мир, ничем не отличается от язычника.

Все добродетели содействуют уму в любви к Богу и прежде всего чистая молитва и благодаря ей, ум воспаряет к Богу. Перед Богом он уже совершенно не ощущает ни самого себя, ни что-либо сущее. Ибо он осиян беспредельным божественным светом и совершенно не чувствует ничего происходящего, как и чувственное око не видит звезды, когда светит солнце.

Когда ум освящен божественным ведением, произошедшем от любви, и пребывает вне сущего, то чувствует беспредельность Божества. В такой момент, по божественному Исаии, он сознает собственное ничтожество и душой повторяет слова пророка: Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа (Ис 6, 5).

Возлюбивший Бога не может не возлюбить и всякого человека как самого себя, даже если при этом сердится на страсти еще не очистившихся. Поэтому, видя обращение к Богу и исправление этих людей, он радуется безмерной и несказанной радостью.

Нет совершенной любви у того, кто полагается на мнение человеков одного он любит, другого ненавидит по какой-нибудь причине или одного и того же человека то любит, то ненавидит за одни и те же поступки.

Кто любит Бога, тот никого не огорчает, ни на кого не обижается и за какие-либо временные страдания. Он печалится и печалит других только одной спасительной печалью, которой печалился блаженный Павел, когда сетовал на коринфян.

Ум, который соединяется с Богом и удерживается в Нем, благодаря молитве и любви, становится мудрым, благим, сильным, человеколюбивым, милостивым и долготерпеливым, словом, облекается почти всеми божественными свойствами. А когда он отступает от Бога и смешивается с материальными вещами, то становится либо скотским из-за любви к наслаждениям, либо звероподобным и начинает враждовать с людьми из-за всего материального.

Всем мира, любви и добра!