Текст: Мик Уолл
Перевод: Евгений Аржевский
В 1995 году Iron Maiden выпустили The X Factor. Прошло четыре года c тех пор как группа последний раз гастролировала по США, и в американском музыкальном ландшафте уже произошли грандиозные сдвиги. На вершинах американских чартов тогда красовались Metallica и Megadeth – гиганты поколения трэш, рубившие более тяжелую музыку. Кроме того, оказавшись в тени таких богов гранжа, как Nirvana, Pearl Jam и Soundgarden (они потеснили металлических титанов 80-х на всех фронтах), Iron Maiden выглядела дряхлой и несовременной. Судя по тому, что Дикинсон ушёл из группы в 1993 году, он был того же мнения.
Ирония заключается в том, что неспособность группы выйти за рамки жанра фэнтези-металла, на которую пенял Дикинсон, вскоре будет пересилена неожиданным желанием Стива Харриса выразить при помощи своей музыки нечто гораздо большее, чем всё, что звучало раньше. Харрис рассказывает, что перед тем, как выпустить X Factor, он пережил «наверно, самые тяжелые времена», – после шестнадцати лет совместной жизни он расстался со своей первой любовью, женой Лоррейн.
Место Дикинсона в группе занял солист Wolfsbane Блейз Бейли, которому достался репертуар, преисполненный болью личных переживаний Харриса. Отчаянно мрачная двенадцатиминутная композиция “Sign of the Cross” открывает альбом. Песни “Fortunes of War” и “Judgement of Heaven” раскрывают не только чувства басиста связанные с разрушенным браком, они показывают глубочайший внутренний надлом, произошедший с уходом Дикинсона в Харрисе и во всей группе.
“Blood on the World’s Hands” – самая душещипательная из всех композиций альбома повествует главным образом о страхе Стива Харриса за будущее его четырёх маленьких детей. Все эти чувства замешаны едва ли не на самом брутальном и апокалиптическом металле в истории Iron Maiden (в большинстве своём материал, возможно, мог получиться более сбалансированным, если бы Дикинсон ещё пел в группе). Глубокий вокал Бейли от песни к песне ведёт нас по дороге в беспросветный мрак.
Даже те шесть вещей, которые Харрис и Бейли сочинили вместе (некоторые при участии Яника Герса), – всё едино – звучат жуткой панихидой. “Look for the Truth”, “The Artermath”, “The Edge of Darkness”, “2 A.M.”, “Lord of the Flies” и “The unbeliever” – похоже, насквозь пропитаны одиночеством, отчаянием и ощущением конца всего хорошего.
Не случайно единственную, созданную без участия Харриса и одновременно наиболее жизнерадостную композицию “Man on the Edge” написали Герс и Бейли. Но даже эта песня звучит мрачно и уныло на фоне целой вереницы хитов с которой группа вместе с Дикинсоном ещё недавно блистала в Великобритании.
Международный релиз The X Factor состоялся в октябре 1995 года, однако большинство Американских СМИ обошло его вниманием. В США альбом не выбился даже в топ-100. В Англии дела обстояли не лучше: таких плохих отзывов музыкантам не приходилось слышать за всю карьеру. Критикам либо не нравился вокал Бейли, либо они находили пластинку «слишком мрачной».
Однако на родине группы альбом всё же занял 8 строчку в чарте, а Харрис назвал The X Factor одним из трёх своих самых любимых альбомов Iron Maiden. «Мне нравится, что требуется время, чтобы вникнуть в этот альбом», – сказал он мне, – «с хорошими пластинками обычно так и бывает». И добавил, что считает X Factor «особенным альбомом».
Это правда. Но возможно не в том смысле, который подразумевал Харрис.