Советов «как заработать миллион» или «как открыть суперуспешный бизнес» в сети множество. Одна беда — в них сплошная теория, да и черпается она из переводных учебников по маркетингу. Нарушим традицию и расскажем о реальном опыте российского предпринимателя. Нашего героя зовут Алексей Владимирский, он из Нижнего Новгорода. Бизнес, который он создал, — передвижное кафе Bronx. Фудтрак собран на шасси «ГАЗель NEXT», эксплуатируется мобильное кафе уже второй год. Вот рассказ основателя проекта.
Летающая тарелка из машины
«Потребитель меняется, ему нужна еда здесь и сейчас. Поэтому у бизнеса передвижных закусочных — большая перспектива. Надо находиться там, где удобно клиенту, а не нам самим.
Бизнес фудтраков мы запустили в 2019 году. Планировали сделать три автомобиля, но вмешалась пандемия. Поэтому работаем пока на одном, однако от планов расширения не отказываемся.
С чего надо начинать? Ключевое для проекта — не бюджет или толщина кошелька инвестора. Главное — определиться с тем, что ты будешь продавать. Сначала надо в деталях продумать сам продукт, а уже под него подбирается аппаратная часть — кухня, автомобиль и т. д. От выбранного продукта зависит конструкция фудтрака. Поменять оборудование на ходу не получится, переложить электросхему — тоже.
Бюджет идет только следующим пунктом. Я видел немало проектов, которые строились по принципу «Вот есть полтора миллиона, давайте куда-нибудь вложим. Хотя бы в фудтрак». Ничего в результате не получилось: одни проекты закрылись, другие влачат жалкое существование.
Как правильно выбрать продукт? Вариантов не так много, главное правило — блюдо для фастфуда должно быть достаточно простым в сборке. Потому что размеры и возможности передвижной кухни ограничены. В то же время в продукте должно быть нечто уникальное, бургерами и сосисками сегодня никого не удивишь.
Основу нашего меню составляют сэндвичи: круглые булочки с мясной, куриной или сладкой начинкой. За форму мы их иногда называем «летающие тарелки». Этот продукт очень технологичный: на полное приготовление сэндвича уходит 1 минута 20 секунд, включая термическую обработку. И, главное, меняя ингредиенты, можно сделать продукт для мужской, женской или детской аудитории. Подобных сэндвичей я не видел ни Нижнем, ни в Москве.
Конечно, есть нюанс: часто приходится объяснять людям, что это такое. Для этого мы написали специальные скрипты, которые продавцы учат наизусть. Очень краткое описание для каждого блюда, что это такое и из чего сделано.
От «Доброфеста» до Иннополиса лишь на первый взгляд далеко
Данные об инвестициях я приведу на 2019 год, когда строился фудтрак. За два года цены заметно изменились.
Основа мобильного кафе — стандартная заводская. Это автомобиль «ГАЗель NEXT» на удлиненной базе со специальной кузовной надстройкой. Кузов и шасси вместе обошлись в 2 млн 100 тыс. рублей. Оборудование самой кухни — мебель, холодильник, гриль, мойка и т. д. — добавило к общей сумме еще 1 млн рублей. В машине поставили кондиционер, чтобы у сотрудников были хорошие условия работы. В качестве источника питания — генератор, от газа отказались. Выбрали дорогой, мощностью 7 кВт и ценой в несколько сотен тысяч рублей. Но затраты окупились — каким образом, скажу чуть позже. Итого, общие инвестиции в проект составили порядка 3 100 000 рублей (в ценах 2019 г.).
За основу всей конструкции можно брать разные автомобили, но «ГАЗель» - самый очевидный выбор. Во-первых, здесь мощная рама, которая позволяет легко устанавливать самые тяжёлые конструкции. Во-вторых, шасси заметно дешевле и в цене. и в обслуживании, чем иномарки.
Теперь о выручке. Главный источник дохода — участие в крупных мероприятиях, фестивалях и т. д. На них средний оборот за день составляет 25 000 — 30 000 рублей. Но бывает и больше, зависит от мероприятия. Наш рекорд — 67 000 рублей всего за несколько часов. Это результат работы на Дне города в Нижнем Новгороде, который прошел в августе. Или другой пример: за 12 дней новогоднего праздника в 2020 году мы заработали не менее 250 000 рублей.
Когда нет крупных фестивалей, работаем в жилых микрорайонах. Выручка меньше, порядка 15 000 — 18 000 рублей. Но издержки тоже скромнее — например, достаточно одного, а не двух сотрудников. А значит, выходит экономия на зарплате.
Но в целом крупных выездных мероприятий хватает с избытком. Наша мобильность — наш козырь. Мы планируем участие в «Доброфесте», который пройдет в Ярославле, приезжали в Иннополис под Казанью, татарский аналог Сколково. Один день работы в Иннополисе принес тогда 15 000 рублей чистой прибыли.
Мы рассчитывали окупить фудтрак за 6–10 месяцев. Но вмешался форс-мажор в виде пандемии, из-за карантина отменилось множество мероприятий.
Звук хорошей иномарки
Сделать саму машину — это только полдела. Самое важное — связи, контакты с теми людьми, что организуют массовые мероприятия. Именно они принимают решение, кого допустить на свой праздник. В компании должен быть отдельный человек, который занимается поиском мероприятий и устанавливает контакты с организаторами. Без модного слова networking проект окажется в тени.
Далее, важно учитывать ограничения, которые есть на многих фестивалях и массовых праздниках. Например, запрещено использовать газобаллонное оборудование по соображениям пожарной безопасности. Именно поэтому мы отказались от газа как источника питания. Бывают еще более строгие условия — иногда требуют, чтобы бензобак был пустой. Мы все топливо не сливаем, потому что это очень сложно сделать. Идем по другому пути: приезжаем на почти пустом баке, чтоб только с площадки хватило выехать.
В жилых районах своя специфика. Городские власти относятся к передвижным кафе лояльно, но ставят условие — не приносить дискомфорта окружающим. Был случай, когда прогнали с площадки фудтрак, который торговал котлетами. Дым от его коптильни разлетелся по всем дворам, жители соседних домов пожаловались в полицию. Другой случай — использование неподходящего генератора. Большинство таких устройств очень шумные, тарахтят на всю округу. Такое кафе тоже, скорее всего, выгонят из жилого квартала.
Наш генератор очень тихий, вот почему он стоит своих денег. Даже на пиковой мощности шум — как от работающего легкового автомобиля. И не старого «Жигуля», а хорошей иномарки».
Так как же заработать миллион?
Подведем итоги. Вот несколько рекомендаций для запуска бизнеса. Начинайте планирование не от бюджета, а от продукта. Ищите уникальное предложение, но не улетайте фантазией за облака. Продукт должен быть достаточно простым, чтобы его могли собрать на маленькой мобильной кухне. Следите за соблюдением всех стандартов, обеспечивайте стабильное качество. Ищите подводные камни — упустите важную мелочь, и бизнес остановится. Постоянно работайте с людьми, ваши связи — это ваш капитал. А такой капитал нарабатывается только трудом и временем.
#еда #Газ #авто #Кафе #бизнес идея #фастфуд #предпринимательство #фестивали #мероприятия #кухня