Найти тему
Люблю Псков

О видении кузнеца Дорофея перед осадой Пскова, о вере, надежде и любви

Оглавление

"... Они увидели белый Псков.

Их волновала чарующая и угрюмая красота многих отраженных водой башен.

Восковыми кругами лежали вокруг города березовые рощи, а у слияния двух по-осеннему посиневших рек, под безоблачным небом, подняв из-за стен кованое кружево куполов, царствовал вознесенный на утес белый, как холодные московские снега, собор...

Гребни псковских стен алели от стрелецких кафтанов, а у ворот, опираясь на длинные топоры, молчаливо стояла вышедшая в поле сотня кольчужников."

Так писал о Пскове Леонид Федорович Зуров. Русский писатель, родился в городе Острове в 1902 году, учился в островском реальном училище и в 16 лет в октябре 1918 года добровольцем вступил в Северо-Западную армию генерала Юденича. В 1919 году покинул Россию.

Выше приведен отрывок из его произведения "Отчина", написанного в 1928 году. В нем, отрывке, речь идет о подступающих к Пскову войсках Стефана Батория в 1581 году. Но, главное, какая речь...

И дальше он пишет о видении кузнеца Дорофея

В последние часы дня, когда теплел закат на крестах и золотополосных главах, а осенняя вечерняя тишина уже стыла над Псковом, – на городовой стене близ медной пищали-хвостуши задремал целый день ковавший ядра кузнец Дорофей.

Неожиданно открыв глаза, он увидел расцветшую в синем небе золотую зарю. Над беззвучным, словно преображенным Псковом по млечной жемчужной тропе от Печер шла в девичьем уборе Божия матерь.

Над колокольницей Мирожского монастыря проплыла Она над водами, башнями и, взойдя на стену, остановилась на раскате, держа в долгоперстной руке ставший малым образ Умиления.

Икона «Видение старца Дорофея»
Икона «Видение старца Дорофея»

Согретый золотистым потоком, упав на колени, заплакал кузнец Дорофей.

И предстали перед Владычицей умученный Корнилий, рука молебна у сердца, Антоний сед, брада до персей, Феодосии в схиме, строитель занятого литвой Мирожского монастыря Нифонт, благоверные князья Довмонт, Всеволод, Владимир в одеянии ратном.

И последним предстал Никола Юродивый – рубище с одного плеча спущено.

На коленях начал умолять милую Божию Матерь Никола Христа ради юродивый. Руки протягивал и плакал.

И просили у Ее ног за осажденный град остальные.

Улыбка Ее просияла над Псковом, и скрылось видение от глаз кузнеца Дорофея.

Ночью звездной и глухой в королевском лагере ударили тревогу. Ротмистры выскочили из палаток к своим коням в одних рубахах.

В лагере, указывая на небо, сбившись в кучи, шумела королевская пехота. А в небе шли столбы наподобие конных, в белых крыльях, метущих хоругвями войск и рождали над Псковом кресты.

А в другом изложении видение явилось старцу Дорофею, который действительно в мирской жизни зарабатывал кузнечным ремеслом:

До решительного штурма Баторием Пскова оставалось несколько дней. В это время в сенях своей кельи сидел благочестивый старец Дорофей, прежде занимавшийся кузнечным ремеслом.
Невеселые думы обступили убеленного сединами старца. Горько сетовал он о несчастьях родного города. Но вот перед скорбящим Дорофеем предстало дивное видение.
В лучах необыкновенного света он узрел Богоматерь, шедшую по воздуху и сопутствуемую по левую руку преподобным Антонием - начальником Киевских пещер, а по правую - Корнилием, игуменом Успенской Псково-Печерской обители. Пресвятая Богородица, пройдя по воздуху через городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь.

И сказала она старцу:

«Старец, иди немедленно к боголюбивым воеводам и к Печерскому игумену, и в собор Пресвятой Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога, и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стреляния из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры». Указывая рукой означенные места, Пречистая Богоматерь повелела старцу объявить людям, чтобы они плакали о грехах своих и молили милостивого Бога, и объявила, что Сама будет молиться Сыну Своему и Богу о прощении людских грехов.

Два варианта изложения одного чудесного эпизода из жизни великого города. Как ни говори. А вот дальше как интересно...

В то страшное время, когда стали ослабевать силы защитников, к пролому понесли мощи псковского князя святого Гавриила с чудотворными образами, поднятые из собора. И – о, чудо: на помощь примчались на конях три давно уже умерших монаха: келарь Печерского монастыря Арсений Хвостов, казначей Иона Наумов и игумен Мартирий, в миру бояре и храбрые воины.

Карл Брюллов, "Осада Пскова"
Карл Брюллов, "Осада Пскова"

- Не бойтесь, братие! Станем крепко, устремимся на литовскую силу вместе: к нам грядет Богородица со Своим заступлением и с помощью всех святых.

Идущий от Троицы крестный ход умножил силы и мужество защитников.

Осаждающие замешкались, увидев реющие над яростными защитниками монашеские одежды и развевающиеся хоругви.

«Женщины, мужской храбрости исполнившись, с литвою бились и одолевали литву, другие приносили воинам камни, и те камнями били литовцев на стене города и за нею, третьи уставшим воинам, изнемогшим от жажды, приносили воду и горячие их сердца утоляли водою».
Вот тут-то польские рыцари, не выдержав стремительного натиска защитников, дрогнули, а затем и побежали.

Героическое прошлое никогда не будет забыто.

Хотелось бы сказать, что и сейчас, и всегда очень важны в жизни вера, надежда и любовь.

Вера в свои силы нужна и народу, и каждому. Надежда – на плечо друга, соотечественника. Любовь к своим родным и родине – самое главное.

Информация отсюда:

"Отчина", Леонид Зуров

Икона "Видение старца Дорофея"

Ратные подвиги православного духовенства в Ливонской войне
Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.