Рассказываем, с какими сложностями встречается педагог в методической работе, и делимся практическими рекомендациями по их преодолению.
Нешаблонный подход
Педагог — творческая профессия. Но об этом можно позабыть, увязнув в куче обязанностей и административной работе. Большая нагрузка; усталость, переходящая в профессиональное выгорание — даже при большом желании сил на креатив может не остаться.
Дальше приходится действовать шаблонно: выполнять свои обязанности профессионально, но не включать работу новации для более успешного обучения. И тогда педагоги, встречаясь с профессиональным неуспехом, могут винить в этом низкий интеллектуальный уровень слушателей, незаинтересованность аудитории.
Ядро программы
Для кого и как делать программу? На эти вопросы необходимо ответить, приступая к ее написанию.
Например, перед педагогом дополнительного образования стоит задача написать программу по ритмике. В открытом доступе можно найти типовые программы, ранее разработанные другими преподавателями. Можно воспользоваться ими, утвердить у руководителя образовательной организации, получить утверждение методического совета. Формально результат будет достигнут. Однако для успешного образовательного процесса этого недостаточно: преподаватель не вчитывался в программу, не анализировал ее, не адаптировал ее для своих учащихся и региона, в котором он работает. Последнее условие особенно важно: материально-техническая и организационная база везде разная.
Перед написанием программы необходимо ознакомиться с запросом аудитории. Скажем, пятиклассники хотят обучаться в игровой форме, а семиклассникам интересно рассуждать, участвовать в дискуссиях и тем самым выражать свое Я.
Этапы разработки программы:
1. Изучение – преподготовительный этап, когда пишется концепция программы. Здесь важны методическая и аутопсихологическая компетентности; необходимо принимать во внимание экономический и географический контекст.
Для онлайн-программы важно учитывать платформы для размещения и интернет-инструменты — насколько педагог владеет ими и знаком с их особенностями.
2. Поиск – изучение материала и контекста. На этом этапе следует ознакомиться с аналогичным опытом коллег и принять его во внимание, а возможно, и воспользоваться, их наработками. Одновременно с этим следует приступать к написанию актуальности программы.
3. Мышление — формулировка задач и определение результатов программы.
4. Адаптация — это тематический план. На этом этапе педагог определяет целесообразность, подбирает технологии и пишет темы. Он уточняет детали всех направлений программы, сокращает их список до более жизнеспособных. На этом же этапе происходит работа в сообществе: это может быть авторская статья на профильном портале или защита актуальности программы на педсовете. По итогом обсуждения программы с коллегами в нее следует внести изменения.
5. Сотрудничество – разработка и понимание материально-технической базы.
6. Реализация — проведение первого раздела программы, возможно, в тестовом или экспериментальном формате.
7. Повторная адаптация — внесение в программу коррективов по итогам реализации первого раздела или по мере необходимости.
Грамотно написанная образовательная программа свидетельствует об успешности педагога и его компетентности.
- Дубовицкий П. С.
Во время каждого этапа написание программы педагог совершенствует разные компетентности.
Рефлексия
Оценивать успешность программы следует после первого и третьего занятий. Если программа долгосрочная, нужно анализировать ее реализацию после каждого раздела, который может длиться месяц или квартал. С учетом мнения учеников и их родителей, программу можно обновлять и совершенствовать.
Практические рекомендации для педагогов:
1. Представить программу как проект, элементы которой разрабатываются поэтапно.
2. Отвести достаточно времени для написания программы.
3. Определить ценности программы во время коллективного формата фальсификации — дискуссии, мозгового штурма, ролевой игры.