Не знаю, что тому виной, то-ли общая ситуация в мире, то-ли моё меланхолическое настроение, но сегодня мне захотелось достать с дальней полки своей памяти одну, довольно старую игру. Это Defcon. И так совпало, что до 8-го июля она продается в Стиме с довольно большой скидкой, всего за 39 рублей. Цена достаточно символическая и вкусная, учитывая, что без скидки за нее до сих пор просят аж целых 259 рублей. Не скромно, для игры 2006 года рождения. Кстати, на GOG.com она продается за 199 рублей.
Думаю среди молодых геймеров найдутся такие, кто никогда не слышал об этой игре. И на мой взгляд, зря. Ведь игра, несмотря на свою простоту, достаточно хороша. Сделана она под влиянием ещё более старого фильма "Военные игры", однако именно под влиянием, а не по его сюжету. Все-таки в фильме ядерная война так и не началась, а цель игры не только начать ядерный апокалипсис, но постараться выйти из него "победителем". Почему в кавычках? Ну наверное потому, что потерю 70-80 процентов населения в результате ядерного междусобойчика довольно трудно назвать победой. Да и после такого фейерверка, его последствия еще долго будут аукаться, сокращая человеческую популяцию. Но по поводу последствий, это больше к серии Fallout. Здесь они не затрагиваются. В какой-то мере, игру можно считать приквелом к этой серии.
Итак к игре. Вы играете роль генерала (а скорее даже целой группы высших военных чинов), благополучно сидящих в бункере, и желающих в кратчайшие сроки свести гражданское население вражеской страны к историческому минимуму. При этом, желательно свое население сохранить. Точнее говоря, сохранить в большей степени, чем это удастся противнику. По большому счету вся жестокость ядерного апокалипсиса сводится к простой формуле: неважно сколько убьют наших, мы убьем на одного больше. Спросите, почему именно гражданского населения, а не военной инфраструктуры? Все очень просто. Победа здесь присуждается по очкам. А очки даются именно за уничтожение гражданского населения. Миллион убитых - получите 2 очка. Миллион потеряно - 2 очка получит соперник, а вы - минус 1 очко. Так чаша весов и колеблется во время конфликта. Вся-же военная инфраструктура - не более чем средство достижения цели. Её уничтожение не дает дополнительных очков, но существенно облегчает их набор. Это основной режим игры. Есть ещё 2. Сохранение - начинаете со 100 очками (количество миллионов жителей в вашей стране), и в процессе действия очки уменьшаются в соответствии с понесенными потерями. Прибавление очков тут не предусмотрено. третий режим - геноцид. Тут наоборот, считаются только уничтожение противника, свои потери - игнорируются. Сама игра при этом не меняется. Только способ подсчета очков.
По геймплею - это тактическая стратегическая игра. Никаких сборов ресурсов, призывов солдат и прочего. Изначально вам дается определенное количество юнитов: радары - 7 штук, 4 авиабазы, 6 бункеров (которые могут работать в 2-х режимах, как установки ПВО или как средства запуска межконтинентальных баллистических ракет, переключать режимы можно в любой момент, но одновременно в двух режимах они работать не смогут). И флот, состоящий из трех типов кораблей: подводные лодки, авианосцы и линкоры, по 12 штук каждых. Их можно комбинировать любым способом, создавая группировки до 6 кораблей. Каждая такая группа становится отдельным юнитом, и после её создания переформировать их уже нельзя.
Итак, в начале игры вы имеете карту без военной инфраструктуры. Первые 6 минут идет уровень DEFCON 5. Мир и покой. Вы можете расставлять свои юниты как вам захочется в пределах своей территории. Ваши действия противнику не видны, как и его вам. Затем уровень повышается до DEFCON 4. Активные действия пока не разрешаются, но радары уже могут показывать противника в радиусе своей видимости. На этом уровне вам ещё разрешают достроить все, что вы не достроили и окончательно сформировать свой флот. Данный уровень длится ещё 6 минут. Затем объявляется уровень DEFCON 3. На этом уже начинается война, но без применения ядерного оружия. Флот может войти во враждебные воды и завязать бой с другим флотом, истребители могут летать над вражеской территорией, разведывать её, и вступать в бой с вражескими истребителями. Размещать юниты уже нельзя. Через 8 минут объявляется уровень DEFCON 2. В принципе в игре, никаких отличий от предыдущего уровня он не имеет. Он продлится 10 минут, после чего объявляют DEFCON 1. А значит уже нет ни правил, ни ограничений, ни надежды. Ядерное оружие приводится в действие, и цивилизация устремляется к своему закату. И, кстати, течение времени можно ускорять, так что не обязательно реальных 12 минут ждать начала конфликта.
Нужно иметь ввиду, что одна единственная ядерная ракета никогда не долетит здесь до цели. ПВО её всенепременно перехватит, и для успешной атаки, нужно грамотно группировать нападения подводными лодками (каждая несет по 5 ракет), бомбардировщиками, взлетающими как с аэродрома, так и с авианосцев (5 самолетов на базе, и по 2 на авианосце, по одной ракете на борту с возможностью прилететь на базу и перевооружиться 1 раз, если конечно, они не будут сбиты, а база или авианосец не будут уничтожены), и пусками ракет со своих ракетных баз (10 ракет) когда они в режиме пусковых установок. Итого получаем максимум - 204 боеголовки. Достаточно, чтобы наш бледно-голубой шарик превратить в выжженную пустыню, даже силами одной стороны конфликта. А таких сторон может быть от 2 до 6. Как местный ИИ (бесхитростный, но довольно упрямый), так и ваши заклятые друзья по сети.
Что касается оформление игры - оно довольно простое. Перед вашими глазами карта мира, довольно условная, стилизованная под компьютерное изображение 80-х годов. Все постройки и юниты на ней представлены тоже условными обозначениями. Все события подаются на экране холодно, безэмоционально, отстраненно. Количество потерь ваших или противника - просто цифры на экране. И такая отстраненность вызывает какой-то страх, жуть, когда понимаешь, что для кого-то это будет просто безликое, отстраненное нажатие кнопок, а для основной массы людей, там, в городах - это кошмар ядерного апокалипсиса, без каких-либо надежд. Звуковое оформление, хоть и простое, но то-же очень атмосферное. На фоне негромкой эпической, но траурной музыки слышится шарканье ног, тихий гул голосов, покашливания, иногда судорожные женские всхлипы. Видимо у кого-то сдают нервы от осознания происходящего. И все это отдается эхом от каменных стен бункера, давая ощущения хоть и большого, но замкнутого пространства. Да, звук сделан на высоте.
Про системные требования говорить не буду. Они минимальны. При этом на Win10 игра запускается без проблем. Продается игра на английском языке, русификатор можно найти на zoneofgames.ru
В общем, игра хоть и достаточно простая (здесь нет планирования наземных операций, захвата территорий и прочих стратегических нюансов - только безжалостное уничтожение), но довольно интересная и атмосферная. Практически никакого микроменеджмента, только глобальные приказы. Но и совсем расслабляться то-же не стоит. И лучше помнить, что Земля - круглая, и когда воюешь с западом, флот противника вполне может подойти к вам с востока и испепелить кучу городов.
А вообще, лучше помнить, что в глобальной термоядерной войне победят только бактерии. Да и то, далеко не все виды.