Разговор не о сталинских временах, речь о закате советской системы — 80-е годы прошлого столетия. Приход к власти Андропова ознаменовался показательными делами против советской коррупционной модели в торговле.
Ответ на вопрос, поставленный в заголовке очевиден — борьба с коррупцией требовала жестких показательных наказаний. И если Гастроном №1 — громкий процесс, то расстрел директора плодово-овощной базы Амбарцумяна в 1986 году выглядит очевидным перебором, учитывая что этот человек штурмовал Рейхстаг и участвовал в параде Победы — суд не счел это смягчающими обстоятельствами.
Самое крупное расследование в СССР
Расследованием занималось КГБ, итог следствия потрясает — в преступную схему были вовлечены 757 человек. Это были не только руководители торговых организаций, но чиновники различных уровней.
Коррупция? Разумеется. Но есть и альтернативное мнение — директор Елисеевского гастронома Соколов сумел наладить бесперебойную поставку продуктов в столичные торговые предприятия. Государственная система поставок не справлялась с этой задачей.
Есть свидетельства, что полученные в ходе реализации преступной схемы деньги Соколов использовал для стимулирования чиновников, добиваясь нужных поставок продовольствия. Жил директор крупнейшего в стране гастронома очень скромно, при обыске у него нашли 50 тысяч рублей — деньги для советских времен большие, но не огромные.
На следствии Соколов пояснил, что найденные 50 тысяч рублей не являются его личными деньгами, их нужно было передать другим людям за услуги.
Преданный дважды
Следователи КГБ в своих воспоминаниях указывают, что после ареста Соколов держался очень спокойно и уверенно, он определенно верил, что вышестоящие покровители очень скоро вызволят из застенков главного продснаба столицы.
Этого не произошло, Андропов нагнал страху, никто не хотел подставляться. Лишь член политбюро Гришин примчался в Москву, прервав свой отпускной отдых. Сделать Гришин ничего не смог, карьера его катилась к закату, влияние таяло.
Второе предательство, либо даже скорее обман, можно считать как угодно, совершил следственный и судебный аппарат СССР. Соколову пообещали смягчение участи, если он раскроет всю схему, и он раскрыл. Всю. Даже на суде зачитывал фамилии из потрепанной тетрадки.
Не помогло. Приговорен к смертной казни за получение взятки в крупном размере (ч.2 ст.173 и ч.2 ст.174 УК РСФСР).
Смертный приговор привели к исполнению уже через 33 дня после оглашения. Редкая торопливость, учитывая, что Соколов подавал апелляционную жалобу на вынесенное судебное постановление.
Были ли у суда основания ограничится более мягким наказанием?
Разумеется.
Директору «Елисеевского» на момент вынесения судебного решения было уже 60 лет. При этом, как и упомянутого ранее Амбарцумяна, в его биографии были страницы, которые с уд должен был учитывать.
Прошел всю войну, 5 ранений, командир взвода, награжден орденами и медалями.
Являлись ли расстрелы коррупционеров 80-х борьбой с коррупцией? Сомнительно. Скорее передел сфер влияния, «зачистка», утверждение новой власти. Не претендую на истину, но вывод делаю именно такой.
Готов выслушать альтернативные мнения.
Поставьте, пожалуйста, палец вверх, если материал был полезен.
Канал «О праве по-русски» ищет постоянных читателей. Подпишитесь, если хотите видеть в своей ленте серьезные юридические тексты, написанные простым языком