Чуть больше месяца назад на NETFLIX вышел второй сезон сериала "RAGNAROK", неоднозначно принятого во всём мире и, в частности, в России. Какие краеугольные камни встают на пути потенциальной аудитории, и почему сериал даже при всём этом имеет право на жизнь — разберёмся в статье.
Но для начала — вот вам сюжет.
В крошечный норвежский городок Эдда возвращаются с матерью сыновья-подростки Магне и Лориц. Их семья покинула Эдду много лет назад после гибели отца мальчишек, а теперь мать нашла тут работу: она устраивается бухгалтером на завод местных богачей Ютулов. Ютулы верховодят в Эдде повсюду: красавцы Фьор и Сакса — самые популярные подростки в школе, а их мать в этой школе директор. Их завод производит химикаты, и одноклассница Магне подозревает, что Ютулы каким-то образом загадили ртутью местный фьорд. Магне втягивается в её праведную борьбу и вскоре обнаруживает у себя суперспособность: он может метнуть молот больше чем на 500 метров.
Итак, переходим к теме статьи.
Целевая аудитория
Прежде чем начинать смотреть проект, следует понимать, что это сериал сугубо ПРО подростков и ДЛЯ подростков (см. "Стыд", "Тринадцать причин почему" и т.д.); большей части взрослой аудитории такой формат может быть чужд, что отсеивает значительную часть потенциальной аудитории.
По факту, в типичный во многом подростковый сериал включается мифологическая скандинавская линия, а-ля норвежский "Перси Джексон"; к слову, главный герой здесь так же страдает дислексией. Только вот у "Рагнарёка", помимо мифологических Эдд, нет никакого книжного первоисточника.
Однако часть взрослой аудитории, интересующуюся древними мифологиями, я призываю задержаться; такого качественного подросткового проекта, знакомящего аудиторию с той или иной мифологией, я ещё не видел; ну, кроме уже упомянутого "Перси Джексона" (экранизации которого, к слову, явно проигрывают "Рагнарёку"; и дело далеко не в возрастном рейтинге).
Сценарий
Пожалуй, самая спорная составляющая сериала: с одной стороны, это некоторые структурные огрехи и неторопливость, с другой же, потрясающая обработка скандинавских мифов. Разберёмся с первым, а плюсы суммируем и разовьём в конце статьи.
Что же не так со сценарием? Ощущается, что у сериала в начале проступала явная нехватка финансирования, потому все восемь серий первого сезона нам разжёвывают одну и ту же ситуацию на фоне новых событий, которые во многом тоже вертятся вокруг этой ситуации... С одной стороны, это более детальная проработка персонажей, но с другой... это невообразимая скукота, затянутость и неторопливость. Зато красотой Норвегии мы можем насладиться сполна.
С этой стороны, второй сезон провёл большую работу над ошибками. Однако в чём-то сериал утратил глубину (а была ли она в достаточной мере в нём вообще?). Да и ряд персонажей из первого сезона превращается просто в сюжетную необходимость (авторы вполне могли бы вовсе избавиться от них, если бы не первый сезон и заделы на развитие) — зато новых персонажей тут появляется пруд-пруди! Так или иначе, полусумбурный второй сезон, включающий в себя много-много важных событий, абсолютно не смог раскрыть ключевую фигуру скандинавской мифологии — Одина. Над Локи поработали значительно больше, он здесь один из центральных персонажей, однако натура трикстера почти вовсе не проступила в нём.
Зная норвежскую неторопливость, остаётся надежда на последующие сезоны — вполне возможно, отношения этих двоих станут одной из центральных линий, как оно того заслуживает.
Гендерная инженерия
Что ж, одной из черт современных подростковых сериалов является свобода в демонстрации всех красок радужного флага. Этот не стал исключением.
Вероятнее всего, проект не понравится традиционно категоричным в этом вопросе людям. Однако утверждать наверняка трудно — подобные (в социальном ключе) реалии более чем характерны для современной европейской Норвегии, да и введение в сюжет персонажей с нетрадиционной ориентацией зачастую имеет глубоко мифологическую подоплёку.
Большего здесь и не скажешь, потому перейдём сразу к следующему пункту нашего разбора.
Почему имеет право на жизнь
Несмотря на столь большое число камней преткновения, я всё же считаю, что "Рагнарёк" имеет право на жизнь.
Во-первых, каждый камень преткновения — несовпадение с мнением определённой доли потенциальной аудитории. Думаю, вполне возможно отыскать среди читателей моего канала подростков, любителей неторопливого сюжета, понимающих реалии страны-производителя сериала.
Во-вторых, это ЛУЧШИЙ проект с адаптацией мифологии под современность на моей памяти. Создатели сериала заново раскрыли тему Рагнарёка в ключе современных проблем и веяний (борьба за экологию, например). В начале каждой серии даётся краткая справка по тому или иному аспекту скандинавской мифологии, что возвышает сериал над прочими околомифологическими проектами.
В-третьих, актёрский состав просто замечательный. Фанаты норвежского "Стыда" увидят много знакомых лиц.
Ну, и в-четвёртых, я не знаю ни одного человека, кого не привлекают хотя бы эстетически нордические пейзажи. Атмосфера проекта и правда потрясающая, будто ты внезапно оказался частью совершенно иной, чуждой тебе культуры, а съёмка норвежской природы точно не оставит никого равнодушным.
Остаётся пожелать создателям обрести свою золотую середину в плане сценария и — в путь! Борей им в паруса драккаров!