В то время, как у Советского Союза уже был сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144, капиталистический запад в лице англо-французской компании Конкорд пытался догнать и перегнать советскую авиационную промышленность. Их симметричным ответом стал сверхзвуковой пассажирский самолёт Конкорд, который совершил свой первый полёт 2 марта 1969 года. И это при том, что отечественный Ту-144 совершил свой первый полёт 31 декабря 1968 года.
Плюс ко всему начало эксплуатации Конкорда датируется 21 января 1976 года, тогда как Ту-144 начал эксплуатироваться 26 декабря 1975 года. На тот момент в части сверхзвуковой пассажирской авиации СССР был впереди Запада. Однако 1 июня 1978 года Ту-144 был официально выведен из эксплуатации. А свой последний полёт он совершил 26 июня 1999 года. Что же касается англо-французского Конкорда, то он перевозил пассажиров на сверхзвуке, в т.ч. и через Атлантику, аж до 26 ноября 2003 года, после чего тоже был выведен из эксплуатации.
На сегодняшний день всерьёз о пассажирских авиаперевозках на сверхзвуковой скорости говорить уже не принято. И если советская "Тушка" была первой, то англо-французский аналог продержался в небе дольше и пассажиров перевёз больше. Поэтому трудно сказать, кто победил в этой гонке за пассажирский сверхзвук. Важно, что обе соревнующиеся стороны поняли, что гражданской авиации на сверхзвуке не место.
Конкретно этот Конкорд принадлежал ранее авиакомпании Бритиш Эйрвэйс, и сейчас он выполняет роль музейного выставочного экспоната в ангаре, где содержится в идеальных условиях. Этот ангар специально был построен для него, как для культурной и исторической ценности. Каждый может записаться на экскурсию, попасть в группу, заплатить а билет и прикоснуться таким образом к сверхзвуковой пассажирской авиации. Для сравнения во всём мире уничтожается от 4 до 10 списанных пассажирских самолёта в день, и примерно столько же производится новых.
Ранее нам уже посчастливилось побывать в советском Ту-144, который бережно отреставрировали до музейного состояния немецкие владельцы и передали авиамузею. Там все внутренности закатаны в стеклопластик, чтобы экспонат, символизирующий советский пассажирский сверхзвук оставался в идеальном состоянии. А вот о том, как хранятся и в каком состоянии находятся Ту-144-ые в России, лучше вообще не говорить.
Этот же Конкорд решили в пластик не затягивать, потому что туристическая проходимость и посещаемость этого музея небольшая. Здесь можно не только всё смотреть, но и трогать руками, и даже сидеть на креслах. Конечно же, когда салон самолёта изнутри не закатан в прозрачный пластик, то это совсем иной уровень восприятия. Примечательно также то, что пассажирам на стены выводились параметры полёта. Вот фото одного из таких перелётов:
На стене размещены экраны, которые сообщают пассажирам (слева направо) скорость в махах, высоту в футах, температуру за бортом в градусах Цельсия и скорость в милях в час. Здесь мы можем видеть, что фотография была сделана на скорости в 2 маха, т.е. две скорости звука. Высота составляла 53 тыс. футов или же около 16 км. Температура за бортом минус 56 град. Цельсия. Скорость, выраженная в милях в час, составила те же 2 маха или 1310 мили в час, что эквивалентно 2108 км/ч.
Что касается салона, то он особой роскошью не отличается, поскольку самолёт узкофюзеляжный. Иллюминаторы здесь на вид как обычные, но вот стёкла в них уж очень маленькие. Даже меньше человеческой ладони. Чтобы разглядеть в них хоть что-то, нужно вплотную приложиться к ним лицом.
Также здесь есть три туалета.
Кабину пилотов тоже решили не закрывать пластиком, однако экскурсоводы не разрешают садиться за штурвалы и что-то нажимать. Можно только смотреть и фотографировать, а прикасаться ни к чему здесь нельзя.
Архитектурно эта кабина пилотов во много схожа по расположению приборов с Ту-144, одна есть и много отличий.
На сегодняшний день ведущие авиапроизводители мира справедливо отмечают, что гонка между Конкордом и Ту-144 за господство в пассажирской сверхзвуковой авиации - это перевёрнутая страница нашей истории, и никто более не намерен туда возвращаться.