Найти тему
Плоды раздумий

Тепло женских рук

Баба Рая вставала раньше всех и готовила завтрак дочери и внучке, вот и сейчас она уже стояла у плиты, помешивая рисовую кашу. Вдруг на их лоджию сел голубь, за ним второй, красивые белые голуби сидели очень близко друг другу.

– Голубь и голубка, – решила старушка, – ой, у нас ведь сидят, уже не заневестилась ли наша Надюшка, да рано ей еще, только нынешняя молодежь такая нетерпеливая, – заваривая чай, забеспокоилась баба Рая.

И тут ей подумалось, а может Анечка кого встретит, эту мысль она никогда не оставляла, с ней она утром вставала, с ней же вечером и ложилась.

Судьба дочери не сложилась, любовь у нее была еще со школьной скамьи, потом этот непутевый Митька ушел в армию, и она, глупая, так и не сказала ему, что ждет ребенка, сюрприз захотела сделать. Но сюрприз сделал он, вернувшись из армии с женой. Он даже не извинился, даже на дочь ни разу не глянул. Да что теперь говорить, что было, то быльем поросло. Она смахнула слезы с глаз и пошла будить своих девочек.

Лежащая перед ней тоненькая высокая Надюшка в 15 лет на невесту не тянула, она почти не ходила гулять и сидела за компьютером, к ней часто приходили мальчики, но они тоже глазели на экран, твердя, как молитву, непонятные слова: домен сайт, айпи, было там еще одно слово, пацаны восхищались ее каким-то рейтингом, но Аня долго смеялась над ней и советовала тоже посидеть в интернете. Она отмела мысли о женихе у внучки и стала фантазировать на тему замужества дочери, которую она тоже воспитывала одна, ее муж утонул, когда Анечке было 4 года, он спас двух мальчиков попавших в полынью, а сам выбраться не смог.

Она знала, что одиночество для женщины это тяжелое испытание, она вышла во второй раз замуж, когда Анечке исполнилось 13 лет, а два года назад Василий умер. Тогда она и переехала к дочери.

– Доброе утро, бабуля!
– Иди завтракать, а то опоздаешь, – следом на кухню пришла и дочь.

Накормив их и вымыв посуду, баба Рая, которая не могла сидеть без дела, решила навести порядок у внучки на столе. Она разобрала и сложила аккуратной стопочкой книги, сваленные в кучу, и нечаянно задела чёрную штучку возле компьютера, тёмный экран засветился, она увидела, что там написано “Яндекс” и прочитала всё остальное там, где были короткие новости. Вытирая чёрную штучку она увидела, что на экране всё сдвинулось и появилось много разных заголовков, а вот даже актёры наши советские. Она поняла, что нужно как-то правильно шевелить эту самую штуку, наконец ей удалось открыть видео с актёрами, оно ей понравилось, а потом она открыла нечаянно статью о фильме “Девчата” и прочитала её от начала до конца, и, решив поэкспериментировать ещё, наткнулась на статью о Марке Бернесе и “зависла” на пару часов. Когда она вспомнила про обед была уже половина двенадцатого. Она попыталась скрыть следы преступления, но у неё ничего не получилось, вздохнув старушка отправилась на кухню. С обедом она успела. Сначала пришла Надя и, чувствуя себя виноватой, бабушка хлопотала возле нее, а потом и себе с горя налила суп и во всем призналась внучке.

– Так, давай пообедаем, а потом посмотрим, что ты там нам наделала.

Анна зашла квартиру и услышала бурный разговор родных.

– Ну смотри – левая кнопка и правая, вот их нажимай, колесико для перемещения крути, но это же просто.

Она заглянула в комнату и ахнула: мать сидела за компьютером и уверенно набирала на клавиатуре запрос в Яндексе “фильм весна на заречной улице смотреть”, она тихонько прошла на кухню и пообедала в одиночестве, Анна работала рядом с домом, поэтому обедать ходила домой, но сегодня ей надо было срочно поговорить с матерью и дочерью, в их жизни произошло непредвиденное. Но она не стала лишать их удовольствия: одну научиться, другую научить. И решила перенести разговор на вечер.

– Получилось! – услышала она радостный голос матери и зашла в комнату сказать, что уже уходит.

Обе, взглянув на нее и сказав “Привет”, снова уставились на монитор. Махнув рукой Аня вышла из квартиры, думая о том, как им лучше поступить, вариантов только два. Вечером, когда все собрались вместе, она сказала:

– У меня серьезный разговор, решение должны принять все вместе, поэтому слушайте меня внимательно. Сегодня нам объявили, что филиал нашей компании в городе закрывается и 9 сотрудникам, в число которых вошла и я, предложили работу в областном центре. Другой вариант – увольняться и искать работу, здесь в городе.
– Мама, но второй вариант в нашем захолустье нереален.
– Бабушка, твое слово.
– Мое дело маленькое, я как все, только вот квартиры там дороже, сможем ли мы купить то, что нам нужно, нам главное, чтобы была двухкомнатная, в однокомнатной нам будет тесно.
– Нам нужна квартира на первое время, а потом мы бы продали твою квартиру и купили бы хорошую нормальную квартиру, чтобы опять работа была рядом и школа для Нади, квартира твоя мама и тебе решать, – говорила Анна.
– И мне так было бы лучше, все равно мне учиться там, а не здесь, лучше если мы переедем, – рассуждала Надя.
– Думаете, ответ нужно дать завтра.

На следующее утро баба Рая, в душе не разделявшая оптимизм внучки про переезд, с видом знатока уселась за ноутбук и написала в поиске "Вакансии в городе", увидев целый список, обрадовалась и начала смотреть появившуюся информацию: продавец, продавец, сортировщица на почту, сиделка больной женщине, продавец, продавец, сиделка, уборщица в офис, младший медицинский работник, продавец, продавец.

–Да, продавцом Аня не пойдет, это точно, поэтому они обе правы – надо переезжать.

На этом и порешили. Аня, не теряя времени, выставила квартиру на продажу и они Надей поехали посмотреть город, определиться с местом, посетить головной офис, да заодно и университет, ведь вскоре Наде туда придется поступать. Они смогли найти только две комнаты в трёхкомнатной квартире, подходящие по цене, но рядом с работой и с одной из лучших школ города.

– Жить с соседями в наше время? – баба Рая недовольно поджала губы.
– Мам, но это же временно, поживем немного, оглядимся в городе и будем искать постоянный вариант.

И старушка согласилась. Аня попросила хозяйку подождать пока они продадут свою квартиру, та согласилась, но взяла в задаток десятую часть стоимости квартиры. А Раиса Петровна нервничала, боясь вообще остаться без квартиры. Эпопея с переездом была завершена перед началом учебного года, Надя даже успела познакомиться с двумя девочками из их дома, с которыми должна учиться в одном классе. Аня влилась в новый коллектив безболезненно, так как уже давно со всеми общалась, приезжая периодически в командировки.

Только про жильца из третьей комнаты они ничего не знали. Первой познакомилась с ним баба Рая при весьма щекотливых обстоятельствах, она сидела в туалете и разглядывала железки, которые были приделаны на стенах туалета.

– Интересно зачем они нужны? – думала она, но так ни к какому решению и не пришла. Открыв дверь она шагнула в коридор и увидела инвалидную коляску, а в ней мужчину, смутившись старушка убежала на кухню.
– Вот для чего железки, чтобы он вставать с коляски мог, эх, бедолага.

Через несколько минут он въехал на кухню.

– Здравствуйте, меня зовут Вячеслав. Я думал, что сейчас коммунальные квартиры не покупают, все живут без соседей. Но мои надежды не сбылись, препятствовать этому я тоже не мог, а вы не нашли нужным со мной поговорить, вот теперь мы с вами и будем мучиться.
– Я Раиса Петровна мы приехали из районного центра, дочери нужно было срочно, вот поэтому мы решили быстро купить что-нибудь подешевле, а потом искать более подходящий вариант.
– Вы думаете, что сможете эти две комнаты продать? Сомневаюсь.
– Завтракать будете?
– Нет, мне мама с вечера готовит завтрак, я только разогреваю.
– Так давайте разогрею, мне не трудно, – она открыла чужой холодильник, а там одиноко стояла кастрюля с кашей и бутылка молока.
– Не густо для инвалида, – она разогрела кашу, заварила свежий чай, положила на блюдечко мёд, а рядом и поставила тарелку с бутербродами.
– Ешьте на здоровье, я уже поела, но чай с вами попью.
– Я так понял, что вы втроем живете?
– Да, я, дочь и внучка.
– А Сколько лет внучке?
– Пятнадцать.
– Моему сыну столько же, но ему не разрешают со мной общаться.

Баба Рая промолчала. Она не знала, как правильно отреагировать на его слова, да он и не ждал сочувствия, ей было видно, как ему тяжело дается сдержать свои эмоции. Вдруг она услышала, как открывается входная дверь.

– Это мама пришла, – произнес Слава, – мама, мы здесь, – крикнул он. Вошла женщина, почти ровесница бабы Раи.
– Здравствуйте, я мама Славы Мария Васильевна, бываю здесь каждый день, так как должна ухаживать за сыном, я не думала, что кто-то купит две наши комнаты и очень расстраиваюсь по этому поводу.
– Садитесь с нами чай пить, – произнесла старушка и представилась, –Раиса Петровна.
– Не буду мешать вашей беседе, – Слава ловко выкатился в прихожую, а потом повернул в свою комнату.

Раиса Петровна налила гостье чай и рассказала об истории с переездом, а потом и Мария Васильевна перешла к своему печальному рассказу.

С детства Слава была рассудительным, спокойным мальчиком, отслужил в армии, поступил в ВУЗ на мехмат, а на пятом курсе решил жениться. Я поначалу не поняла почему он торопился, мы с отцом купили ему вот эту квартиру, но приход на новоселье был нашим последним визитом сюда, сноха поставила ему условие, что мы не должны приходить сюда. Внука мы видели два раза в год, она отпускала его к нам на Новый год и на его день рождения.

Раиса Петровна видела, как переживает женщина, она готова была вот-вот расплакаться, и с трудом сдерживалась. Она понимала, что той надо было выговориться, она, наконец, нашла себе слушателя в ее лице.

– А сын молчал?
– Да, его будто подменили, а потом он получил производственную травму и оказался в инвалидном кресле, он постоянно звонил, но голос его становился все в глуше и растерянней. Я решила прийти, меня впустила сноха, сказав, что я пришла вовремя, что часть квартиры она продает, а одну комнату оставляет Славе, я возмутилась, ведь квартиру мы купили до свадьбы, но сын объяснил, что еще месяц-два и он или убьет ее, или наложит на себя руки. Я испугалась за него и уже ни во что не вмешивалась. А потом заселились вы. Но на этом она не успокоилась, она запретила сыну с ним встречаться. Я прихожу сюда каждый день, иногда меня меняет муж, мы хотели забрать Славу к себе, но он не хочет, говорит, что тогда нам еще тяжелее будет, ведь придется целый день смотреть на его беспомощность. Ну я пока еще бодрая и буду приходить, а там видно будет.
– А что, вылечить сына нельзя?
– Можно, но у нас нет таких денег, мы очень скромно живем. Он попытается найти в интернете что-нибудь подешевле, но пока безуспешно, а тут новые проблемы, он теперь стесняется в туалет ходить, вы ведь всегда дома.
– Верно, я за эти два дня ни разу и не вышла, ой, как неудобно, но не беспокойтесь, я с ним этот вопрос решу.

Мать принесла Славе уже готовый обед и, поставив его в холодильник, пошла к сыну в комнату. Побыв там около часа, она попрощалась с Раисой Петровной и ушла. Старушка заглянула в холодильник, там стоял суп, котлеты с гречкой, четыре варёных яйца и пачка печенья.

– Да, если он так будет питаться, то никогда не встанет ,– подумала Раиса Петровна.

Она затеяла стирку, потом приготовила обед для себя и занялась обедом для Славы, разогрев его, и позвала его обедать. Он подъехал.

– Спасибо, но я бы и сам себе разогрел, у меня получается это делать сидя.
– Ешь, – она порезала соленых огурчиков и положила их на тарелку, налила суп и поставила перед ним, гречка с котлетами стояла на плите.

Он еще не успел доесть, как пришла Надя. Вероятно, глубоко сидящим в ней женским чутьем она поняла, что удивляться и жалеть мужчину нельзя, и весело сказала:

– Здравствуйте, очень рада с вами познакомиться, меня зовут Надя.
–Здравствуйте, а я Вячеслав Викторович.

ПРОДОЛЖЕНИЕ