В советские годы частенько приходилось проводить русские свадьбы. Профессиональные ведущие были на "вес золота", и услуги их оценивались дорого. К такой категории я, безусловно, не относилась. Денег за работу не брала, а потому соглашалась помочь только хорошим знакомым и друзьям.
Писала сценарии, придерживаясь определённых ритуалов и обычаев праздника.
Сейчас, конечно, свадебная индустрия поставлена на поток и для отечественного бизнеса давно стала золотой жилой (знаю об этом не понаслышке). Моя племянница занимается профессионально свадебной полиграфией (и не только). Создав свою мастерскую в Санкт-Петербурге, она вошла в 10-ку лучших хедмейдеров России.
Слушаю её и вспоминаю, как начинала свою карьеру тамады я... В 80-ых всё было гораздо скромнее (я о простой среднестатистической свадьбе). Веселились кто как мог. Интернета не было, какие-то специальные пособия по проведению данного праздника отсутствовали. Интересные моменты пиршества брались на вооружение присутствующими и передавались, как свадебная эстафетная палочка следующей паре новобрачных. В общем, насмотрелась всякого. Опыт пришёл не сразу. Одна свадьба запомнилась больше всего. Жалела долго, что согласилась проводить праздник для подруги своей знакомой, т.е. совершенно посторонних для меня людей. Для тамады я была ещё слишком юна, да и опыта ещё не хватало.
Деревенская свадьба всегда особенная. Необходимо знать традиции, местный менталитет и быть готовой к любым неожиданностям. В запасе всегда надо иметь кучу шуток, конкурсов, тостов, а уж без застольных песен под гармонь - никуда...
Недаром настоящего тамаду на Кавказе готовят с раннего детства. Российская глубинка сильно отличалась в такого рода мероприятиях, утратив былые обычаи и не приобретя новые.
В общем, обговорили с женихом и невестой сценарный план, всё остальное должно было идти экспромтом, на усмотрение ведущей, то есть меня.
"Только, чтобы всё культурно. К нам должны приехать родственники из самой столицы"- попросили виновники торжества.
"Ну, а как же!" - не сомневаясь в своих способностях, пообещала я.
Свидетели жениха и невесты получили консультацию и приступили к своим обязанностям, помогая в подготовке важного события. Времени было мало.
Всё шло отлично: невесту "выкупили", новобрачные зарегистрировались в сельсовете (венчанием в то время было не в почете), родители встретили молодых у порога дома хлебом-солью. Впереди всех ждало главное пиршество. Столы, поставленные буквой "Т" в большом деревянном доме, ломились от яств. Хрусталя не наблюдалось, в деревне это не принято. Угощения лежали на больших блюдах - бери, чего душа пожелает. Тут и гусь, и поросёнок, и котлетки, и рыба жареная... Соленья, варенья, пироги... В городе с этим было сложнее. Голова кружилась от вкусных запахов. С утра крошки во рту не было, не до этого. (Сейчас, конечно, стол накрыть можно без проблем)
Тостов заготовила много, ситуацию держала хорошо. Расслабилась... Объявила музыкальную паузу, временно передав бразды правления местному гармонисту.
И тут один из гостей, хорошо принявший на грудь, попытался внести коррективы в налаженный процесс. По дороге в "дамскую комнату" невеста была им похищена.
Началось, как у Маменко - "Публика неистовствовала!" Пришлось подыгрывать и с шутками-прибаутками объявить "всесоюзный розыск" пропавшей невесты. В планы это не входило. Поиск затянулся.
Начались переговоры с похитителем. "Ща!" - сказал он и исчез.
Через некоторое время новоиспечённый тамада появился в доме с белой туфлей (38 размера) невесты и объявил ультиматум:
- Похищенная будет возвращена, если свидетель выпьет водки из "хрустального башмачка".
Последний от такого предложения в восторг не пришёл.
Публика ликовала и подначивала. Как не пыталась я вернуть действие в культурное русло, единомышленников у меня не нашлось. Народ жаждал зрелищ. Жених не препятствовал.
Я представила, сколько эта туфелька находилась на хозяйской ножке, размером далеко не для Золошки... Свидетелю поплохело, видно та же мысль пришла ему в голову.
Все компромиссы "ультиматумщик" отверг. Тогда я предложила ему выпить со свидетелем на брудершафт из другой туфельки, в надежде, что несуразность происходящего будет осознана. "Ща!" - сказал он и пошёл за "тарой". И тут я откровенно растерялась. Ситуация выходила из-под контроля, а это самая неприятная вещь для ведущего. Вот тебе и "культурненько"...
В результате оба надолго выбыли из строя. Зато босая и довольная невеста возвратилась к праздничному столу под всеобщее ликование. Я осталась без помощника, отдуваясь за двоих. Тут и мне преподнесли огромную рюмаху:
"Дочка, спасибо тебе! Давно так не веселились. Посиди с нами, ты же ничего не откушала..."
Я поняла, что деревенская свадьба - это нечто особенное в своей непредсказуемости, чего мне надо ещё долго постигать. :)
Лишь некоторое время спустя, узнала, что "традиция" появилась на гусарских посиделках - своего рода соревнование в ловкости и дань уважения возлюбленной. Гусары, будучи уже навеселе, на вечеринках пили из туфельки дамы сердца. Весь фокус - выпить до дна, не разлив ни капли. В маленькую туфельку (тогда женщины были мельче, соответственно и размер ноги...) вставлялся в пяточку бокал с шампанским. Туфельку брали за каблучок и выпивали содержимое. Потом сухую туфельку отдавали своей даме. Выглядело весьма пристойно, изящно и красиво. Пили шампанское, а не водку...