Найти тему
Новая школа

От Сыроежкина до Грефа. Эволюция школы

Разве не прекрасен Владимир Басов в роли предводителя гангстеров на этом стоп-кадре из фильма «Приключения Электроника»!

На днях мне случилось пересмотреть этот сериал. Я помню его премьерный показ в 1980 году. Фильм был принят тогда с восторгом, особенно школьниками, ведь кино было про нас. Лента получилась весёлой, музыкальной, жизнеутверждающей. Школа и дети показаны правдиво, как есть. Воспитание общечеловеческих ценностей, непременное для детского кино, было вплетено в канву естественно, а потому незаметно (я обнаружил его только сегодня). В такой подаче фантастический сюжет Евгения Велтистова воспринимался на экране как вполне реальный. Успех картины был неизбежен.

Минуло больше сорока лет. Благодаря этому кино у нас есть возможность увидеть вчерашних детей, школу конца семидесятых, прошлую жизнь. Если сравнивать с тем, что имеем сегодня, то можно выяснить, что случилось со школой за столько лет, почему она перестала дарить радость и детям, и взрослым. А может, школа не менялась, и что-то не так с нами? Давайте поищем.

-2

Шестиклассник Серёжа Сыроежкин верит в невозможное. Он тащит домой лягушку и ждёт её превращения в царевну; ищет с приятелем клад в подвале многоэтажки; добывает нефть на дачном участке. Он всегда что-нибудь придумывает. Он весёлый, активный, разумно смелый, немного проныра, но скромный. При этом мальчик абсолютно безответственный и живёт по принципу «ни в чём себе не отказывай, старайся жить в своё удовольствие». Поэтому в школе у него проблемы, ведь там часто нужно делать то, что хочешь не ты. А у Серёжи правило – «Мы маленькие дети, нам хочется гулять». Оттого школа для него – это скука, «обуза», «горе». Отсюда – результат. Ну, прямо как сегодня, только тогда таких Сыроежкиных было один-два на класс, а нынче школа стала обузой почти для всех учеников.

В фильме школа не может помочь Сыроежкину, учителя не умеют работать с такими детьми. Сегодня, спустя сорок лет ничего не изменилось, школа по-прежнему не может справляться с Сыроежкиными. Только если раньше один-два таких ученика на класс могли «под шумок» получить аттестат (ГИА-то не было) или вполне оправданно выпуститься со справкой (ну, не каждому дано), то сегодня, когда Сыроежкиных стало полшколы, а на выходе - ЕГЭ, такая результативность работы учителей никого не устроит. И здесь не важно, откуда взялось столько Сыроежкиных. Школа должна, наконец, научиться работать для них.

-3

В кино проблему решает робот Электроник - феноменально быстрый, сильный, эрудированный, прокачанный по максимуму искусственный интеллект. Общение с ним волшебным образом поднимает учебную мотивацию у всех детей. Даже двоечники становятся отличниками, причём без помощи учителей, учителя только экзаменуют. Не этот ли поворот киносюжета заставляет некоторых его первых зрителей думать сегодня, что решить проблему Сыроежкиных и тем спасти школу может только ИИ?

Люди, которые посмотрели этот фильм сорок лет назад, сегодня находятся на пике зрелости, в том числе на руководящих постах. И на руководящих постах обычно как раз те самые Сыроежкины, которые с детства активные, деятельные, пробивные и совсем не обязательно отличники в школе. Кто-то из них сегодня решает для нас, какой должна быть школа. И если в сфере педагогики за спиной у них только личный опыт школьника (часто – неудачный: неординарные люди редко вписываются в массовую школу), то сюжет этого фильма может стать для них руководством к действию. Не отсюда ли «растут ноги» у роботизации и цифровизации, активно продвигаемых сегодня в школу Германом Грефом и его Сбером в качестве панацеи от всех школьных проблем: почему нет? В кино же получилось?

-4

Да, в кино получилось. Дети действительно взялись за учёбу, причём за те же самые скучные и ненавистные школьные предметы. И это было их решение. В фильме отчётливо показано, что совсем не учителя и не школа стали причиной перемен. Дети сами сделали такой выбор.

Да, Электроник помог. Но для ребят он не был роботом. Для них он был мальчишкой, живым человеком, причём человеком с самыми лучшими человеческими качествами. Который знает и может всё, с которым интересно, у которого есть чему поучиться, на которого хочется быть похожим, рядом с которым хочется быть. Он стал для них другом. И они захотели быть такими, как он. Не образец ли это школьного учителя?

Создавая совершенного Электроника, профессор Громов вложил в него алгоритмы идеального человека. Именно поэтому дети к нему потянулись, детей трудно обмануть. Но самую важную мудрость в фильме озвучивает не Электроник, не профессор Громов и не школьный учитель, а простой карусельщик в парке. Когда его спрашивают: «А что значит – быть человеком?», он отвечает: «Чтоб от тебя польза была всем. Чтоб помочь другим мог. Ну и дело своё знал. До остального сам дойдёшь».

Кто сегодня должен донести эту главную мудрость жизни до каждого нового человека? Родители? Улица? Искусственный интеллект? Или всё-таки школа, учитель? Разве не для этого школу придумали?

-5

Мы все разные. Очень хорошо, если все дети будут с малолетства активными и предприимчивыми, как Серёжа Сыроежкин. Не следует думать, что тогда один учитель не справится с тридцатью школьниками и к каждому ребёнку нужно будет приставить робота. Это лишь потребует, чтобы учитель стал другим, учитель должен работать по-другому. Школа должна работать по-другому. Так, чтобы каждый ученик желал в ней обучаться, потому что имел возможность делать свой выбор и всегда поступать по-своему. Как это организовать – тема отдельной и не одной статьи. Я уже писал об этом раньше и буду продолжать. Такую новую школу можно сделать, и вовсе не искусственный интеллект в ней будет главным.

Что касается фильма «Приключения Электроника», то я нахожу его великолепным материалом для воспитательной работы с современным классом. Фильм нужно не просто показывать школьникам. Важно после просмотра задать детям правильные вопросы и дать возможность каждому свободно, без каких-либо оценок и давления выразить свои мысли и обсудить их. В этом – главная и возможно единственная задача педагога. Тогда дети точно докопаются до истины. Без подсказки. Сами. Все. Для кого-то она изначально не будет на поверхности, но после открытия останется на всю жизнь.

-6

Использованы материалы сервиса Яндекс.Картинки