Сразу отвечу на риторический вопрос: мы живём не в героическое время, увы (или к счастью), потому и песни у нас другие. Какие-то ещё остались из советского времени, но вот про Кольку Снегирёва уже не поют…
«Есть по Чуйскому тракту дорога…» - без этой мелодичной песни не обходилось ни одно торжество в моём советском детстве. Простые слова, легко ложащиеся на слух, закрученный сюжет, гибель главного героя Кольки Снегирёва… Песня не оставляла равнодушных!
Позже я узнал, что у стихов есть автор, алтайский поэт Михаил Петрович Михеев, который сам работал на том самом тракте, где произошла история.
Девушка Рая работает на импортном «пирожке» (возит обеды или почту). В девушку влюблён шофер трёхтонки Колька Снегирёв. Дама требует от парня подвига: обгони, тогда поженимся! И Колька соглашается… Чуйский тракт – не место для гонок, здесь за дорогой надо следить. Когда грузовик уже обгонял легковушку, Колька в азарте забыл про управление! Вот текст, который пели мои родители, а позже и я стал подпевать:
Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Был один там отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирев.
Он машину трехтонную АМО,
Как сестренку родную любил.
Чуйский тракт до монгольской границы
Он на АМО своей изучил.
Там на «Форде» работала Рая,
И частенько над Чуей-рекой
«Форд» зеленый и Колькина АМО
Над обрывом неслися стрелой.
Вот однажды признался он Рае,
Но суровая Рая была.
Посмотрела на Кальку с улыбкой
И по «Форду» рукой провела:
«Слушай, Коля, мой миленький мальчик,
Вот что, Коля, скажу тебе я:
Если АМО «Форда» перегонит,
То и Раечка будет твоя!»
…Из далекой поездки с Алтая
Коля ехал однажды домой.
«Форд» зелёный с улыбкою Раи
Мимо АМО промчались стрелой.
И забилося сердце шофёра,
Сразу вспомнил он их уговор.
И рванулася грузная «АМО»,
И запел свою песню мотор!
Шла дорога увал за увалом,
Под обрывом шумела река…
Шла машина увал за увалом,
Грузный «АМО» «Форда» догонял!
Ни обрывов уж тут, ни ухабов,
Калька тут ничего не видал,
Шаг за шагом все ближе и ближе
Грузный «АМО» «Форда» догонял.
Поворот — и машины сравнялись,
Колька Раи лицо увидал,
Крикнул: «Рая моя, дорогая!» —
И на миг позабыл про штурвал…
…И на память лихому шоферу,
Что удачи в любви не узнал,
На могилу положили фару
И от «АМО» погнутый штурвал.
У песни много вариантов, есть концовка (оригинальная), где сказано, что Рая стала с той поры водить аккуратнее, но это, на мой взгляд, лишнее.
Был ли подвиг
В привычном понимании геройского поступка Колька ничего подобного не совершил. Более того, он нарушил все инструкции, создал аварийную ситуацию…
Но он это сделал во имя любви!
Во всём виновата баба. Грубо, но правда. Рая могла бы дать парню задание попроще. Но влюблённые не анализируют, они действуют. Колька – герой! Фраза "Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам… Мы перестали делать большие хорошие глупости" - это не про таких, как Снегирёв. Колька стал на десятилетия эталоном влюблённого парня!
Был ли Колька?
Скептики считают, что поэт историю придумал. А знатоки (настоящие, не диванные), приводят результаты расследования журналиста Юрия Козлова, который выяснил, что прототипом Кольки Снегирёва является один из первых водителей Чуйского тракта Николай Ковалев, который, кстати, остался в живых. Так что похожая история была в жизни, поэты не врут.
Неудачная экранизация
Переключал как-то телеканалы от безделья. Вижу: фильм начинается «Ехали два шофёра». Что-то знакомое… Ну да, это же Колька Снегирёв в исполнении Павла Деревянко! Кстати, для Павла это был дебют в кино, и он прекрасно попал в образ. Жаль, что все остальные не попали: режиссёры, сценаристы, актриса, сыгравшая Раю…
В картине показана послевоенная жизнь, работа шоферов на Урале. В песне действие происходит в 1930-е годы (автомобили с шильдиком «АМО» после войны не выпускались), на Алтае (Чуйский тракт), и Рая ездила на легковом «Форде», а не на грузовике. Всё невпопад!
Гонки киношных автомобилей лишены остроты: это просто два «трехтонника». Обогнать на трёхтонке легковушку – это поступок; обойти такую же трёхтонку – рядовое хулиганство. При этом по фильму у Раи есть жених, лётчик. Моральный облик героини, которая при живом женихе флиртует с коллегой, мягко сказать, далёк от идеала. Слишком много к картине вопросов «Зачем?», поэтому неудивительно, что она прошла незаметной.
Самый главный «косяк»: жанр картины обозначен как «Комедия»! Да уж, весело до слёз… Фильма про большую любовь не получилось: не та эпоха.
Зато песня осталась! В конце концов эпоху делаем мы сами, когда выбираем что-то настоящее.
Спасибо, что прочитали!