Ковчегом называли простой деревянный ящик сделанный из акации, размеры которого составляли 100х60х60 см. Отделанный золотом изнутри и снаружи он может и представлял из себя какую то художественную ценность, но главное его предназначение заключалось не в желании впечатлить блеском золота, а в его содержимом - в каменных скрижалях с Десятью Заповедями. Именно для хранения этой ценной реликвии, написанной Самим Богом и предназначался ковчег, обитый золотом ящик(само слово ковчег и означает ящик).
Отношение к этому предмету было соответствующим. Избранные, особенные люди могли приближаться к нему и переносить его с места до места, пока весь народ странствовал в пустыне. Никто под страхом смерти не имел права касаться и тем более заглядывать внутрь. Требования были столь строги, что Бог однажды сказал Моисею;"И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: не погубите колена племен Каафовых из среды левитов, но вот что сделайте им, чтобы они были живы и не умерли, когда приступают к Святому Святых: Аарон и сыны его пусть придут и поставят их каждого в служении его и у ноши его; но сами они не должны подходить смотреть святыню, когда покрывают ее, чтобы не умереть." (Числ. 4:17-20)
Все было настолько серьезно, что послужило причиной повеления сохранить племя Каафа, как тех, кто имел право и был поставлен на это служение - хранить и заботиться о святилище вообще и о ковчеге в частности. Представители других колен таких прав не имели, и были строго предупреждены.
На этом славная история появления ковчега отступает на второй план и на какое то время он теряется из виду. До тех пор пока не наступают темные времена Судей.
По прибытии в обетованную землю, израильский народ постепенно обретал свою государственность и самоопределение. Это время называют временем Судей, когда еще не было монархии и царя. Эта эпоха характеризуется одной очень емкой фразой "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым (Суд. 17:6). Народом управляли судьи, выполнявшие в принципе все функции царя, но не во всей полноте. В большинстве своем израильтяне были разрозненными племенами и лишь изредка они объединялись на ежегодных праздниках или в виду бедствий и войн.
А войн было предостаточно.
Ковчег опять начал фигурировать на одной из таких войн. То и дело попадая в зависимость от своих соседей, мадианитян, аммонитян, филистимлян, ведя войны с переменным успехом, израильский народ чувствовал необходимость перемен. Идея централизации власти витала в воздухе и народ находился на пороге перемен. И прежде чем наступила пора монархии, произошла еще одна война. События, о которых мы будем говорить описаны в первых главах первой книги Царств.
Сказать, что это было время какого то духовного пробуждения мы не можем. Неразбериха, всеобщий упадок чувствовались, и это проявлялось не только в среде простого народа, но проникло даже и в духовенство. Судите сами. Сыновья священника Илия, Офни и Финеес особенным образом отличались в данной ситуации. Вот, что говорит библейская летопись.
"И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу." (1Цар. 2:17)
Именно в этом отрывке мы можем наблюдать печальную картину, того, почему в народе изменилось отношение к служению в скинии и соответственно само отношение к священным предметам. Именно в контексте этих причин мы можем понять, почему столь жесткие наказания были применены к тем, кто осмелился прикоснуться или заглянуть в священный ковчег Завета.
Война с филистимлянами побудила израильских старейшин в качестве залога на победу взять с собой ковчег. Очередное поражение стало побудительным мотивом. "И выстроились Филистимляне против Израильтян, и произошла битва, и были поражены Израильтяне Филистимлянами, которые побили на поле сражения около четырех тысяч человек. И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших." (1Цар. 4:2-3) Но и эта мера не спасла войско от тяжелого поражения. Народ разбежался, а ковчег оказался в руках врагов. Те, в свою очередь отнесли ковчег в капище Дагона, всем своим видом показывая превосходство над Богом Израиля.
Череда тяжких наказаний, вынудила филистимских жрецов отказаться от такой идеи. Болезни и смерть преследовали их во всех местах, где бы ни оказывался ковчег. В конце концов они погрузили священную реликвию на коровью упряжку и отправили подальше в надежде избавиться от повсюду преследовавших их проклятий.
"И собрали всех владетелей Филистимских, и сказали: отошлите ковчег Бога Израилева; пусть он возвратится в свое место, чтобы не умертвил он нас и народа нашего. Ибо смертельный ужас был во всем городе; весьма отяготела рука Божия на них. И те, которые не умерли, поражены были наростами, так что вопль города восходил до небес." (1Цар. 5:11-1)
Ковчег откровения возвратился к своему народу. Но и это на стало благословением для них, а выявило в свою очередь ряд глубоких духовных болезней. Израильтяне потеряли чувство меры, ощущение святости и это не замедлило проявиться и в отношении ковчега. Жители Вефсамиса обрадовались, когда повозка прибыла в их пределы, но радость вскоре обернулась скорбью.
" И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим. И сказали жители Вефсамиса: кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? и к кому Он пойдет от нас?" (1Цар. 6:19-20)
Пятьдесят с лишним тысяч человек были поражены болезнями и немало умерло. Население крупного районного центра, по современным меркам было подвергнуто суровому наказанию, только лишь потому, что кто- то осмелился заглянуть во внутрь. Для современного читателя эта мера может показаться не понятной и жестокой и послужить причиной очередного обвинения Бога в излишней жестокости и суровом возмездии, непропорциональной деянию. Но почему то никто не вспоминает о древних повелениях не приближаться и не прикасаться тем, кто не должен и не имеет на это права.
Размышляя о данной теме на протяжении последних дней, я обнаружил одну неочевидную на первый взгляд связь с деревом познания добра и зла. Маленький проступок, по нашим меркам, положил начало огромных тягот и проклятий, с которыми человечество не разберется до скончания мира. Повеление "не вкушай" простое и понятное. Предупреждение "когда вкусишь, умрешь" не явилось препятствием на пути к дереву. Можно провести параллель между этими похожими ситуациями.
Скажу больше. Человек свойственно самому определять истину, решать, что правильно, а что нет. Это издержки падшей природы. В этом состояло первое искушение, с которым люди не справились, и оно преследует нас по сей день. В этом в принципе и заключается суть обожествления самих себя и мира вокруг. Не имеет значения, где это происходит, в религии или в секулярном мире, суть остается прежней.
"Да ничего страшного не произойдет, если я загляну в ковчег...."