Кое-что из того, что было понято в, и после ковидной «красной зоны». В православии, в отличие от католичества, слабо осмыслено Евангелие Страданий.
Сравните две молитвы, соответственно, из православного и католического молитвенников:
«Влады́ко, Вседержи́телю, Святы́й Царю́, наказу́яй и не умерщвля́яй, утвержда́яй низпа́дающия и возводя́й низве́рженныя, теле́сныя челове́ков ско́рби исправля́яй, мо́лимся Тебе́, Бо́же наш, раба́ Твоего́ (и́мя) немощству́юща посети́ ми́лостию Твое́ю, прости́ ему́ вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное. Ей, Го́споди, враче́бную Твою́ си́лу с Небесе́ низпосли́, прикосни́ся телеси́, угаси́ огне́вицу, укроти́ стра́сть и вся́кую не́мощь тая́щуюся, бу́ди врач раба́ Твоего́ (и́мя), воздви́гни его́ от одра́ боле́зненнаго и от ло́жа озлобле́ния це́ла и всесоверше́нна, да́руй его́ Це́ркви Твое́й благоугожда́юща и творя́ща во́лю Твою́. Твое́ бо есть, е́же ми́ловати и спаса́ти ны, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
О чем здесь мольба? Об избавлении от страданий, которые есть некая бездна, в которой пребывает молящий, как бы на это время даже изъятый из своего служения Господу.
А вот, католический текст:
«Молитва во время болезни, или тяжкого испытания
О Иисус, ты благоволил принять страдания и раны ради нашего спасения. В моих страданиях я подчас теряю мужество и даже не решаюсь сказать Отцу Небесному: "Да будет воля Твоя". Но, уповая на Твое милосердие и Твою помощь, я обращаюсь к Тебе. И хотя временами я падаю духом, все же я готов принять все те скорби, которые по воле Провидения выпали на мою долю. Молю Тебя, Господи, чтобы мои страдания не были бессмысленны, но принесли духовную пользу мне и через меня другим людям - тем, кто еще не знает Тебя, а также тем, кто трудится и страдает для Тебя.
Господи, благослови всех, кто мне помогает и делает добро. Благослови всех, кто тоже страдает. Помоги им и мне избавиться от бед и скорбей, а пока длится нынешнее несчастье - иметь утешение и радость в Тебе, Подателе жизни. Аминь».
Здесь совершенно другой подход к страданиям. Их безропотное принятие и есть служение Господу и ближним. Как и почему? Это тайна. Но об этом говорит и апостол Павел: Кол.1:24. «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь».
Он говорит о соучастии в страданиях Христа. И католические проповедники много говорят о том, что христианин к ним призван, а значит, они не есть провал, бездна, разрыв, но напротив – истинное Богослужение…