Сто лет назад погружение женщин под воду в специальном снаряжении считалось едва ли ни чудом. А в 1974 году в СССР утвердили перечень опасных и тяжелых работ, запрещенных для представительниц слабого пола. В список вошла и профессия водолаза. Однако, несмотря на всевозможные запреты, в Советском Сjюзе была девушка, которая не толька стала первоклассным водолазом но и во время войны, рискуя жизнью, спасла блокадный Ленинград.
В 1936 году, после окончания Ленинградского института водного транспорта, Соколову направили на службу в ЭПРОН. О структуре подводных работ особого назначения даже в наше время мало что известно. Вместо официальных данных, есть только легенды о найденных сокровищах и пропавших без вести экспедициях.
Первым серьезным заданием для Соколовой стала работа в сочинском порту. Но возникла проблема - объект находился под водой. Несмотря на то, что она руководила водолазами, Нина, как и все женщины, не имела права спускаться под воду. Но Соколова, булучи человеком упрямым, настояла на том, чтобы ей выдали водолазный костюм. После подъема на поверхность, разразился большой скандал, а Соколовой влепили выговор. Но тем не менее, она добилась того, чтобы ее отправили на курсы водолазного дела, закончив которые, она получила разрешение на спуск на глубину до 10 м. и стала первой в СССР женщиной водолазом.
Великая Отечественная война застала Соколову в Ctdthyjq cnjkbwt. Нина с товарищами занималась снабжением десантного плацдарма в районе Невской Дубровки, потом в создании «Дороги жизни». Водолазы ЭПРОН поднимали с потопленных барж зерно, технику и боеприпасы, которые затем переправляли в осажденный город. Всего, за годы войны, водолазы подняли на поверхность более 4 тыс. мешков с зерном и 200 грузовых автомобилей. За время службы на Ладоге, Соколова получила два ранения, была контужена, но раз за разом возвращалась в строй.
С 8 сентября 1941 года Ленинград был в блокаде. Топлива и продовольствия катастрофически не хватало. Цистерны с горючим пытались доставлять по Ладожскому озеру, но из-за регулярных бомбежек, топлива до города доходило очень мало.
Однажды, когда Нина наблюдала как горят цистерны с горючим после очередного артобстрела, ей в голову приходит идея, как сделать транспортировку топлива в город безопасной. Соколова разработала схему прокладки труб под водой, сама все рассчитала и сама же участвовала в работах.
Трубопровод строили в строжайшей секретности по ночам и не взирая на плохую погоду. Соколова пробыла на дне в общей сумме 644 часа - это около 27 суток. Паек, который в годы блокады выделялся для водолоза составлял 400 грамм хлеба, причем хлеба не самого лучшего качества. Работать приходилось в водолазном костюме, прозванным в народе трехболтовкой. Это костюм весил в среднем весит от 70 до 90 кг. Хрупкой девушке, ростом всего 157 см и весом менее 50 кг., находящейся на грани истощения, каждый день приходилось проявлять неимоверную волю и выдержку.
Трубопровод проложили и запустили в рекордные сроки - за полтора месяца. За сутки через трубопровод перекачивалось от 400 до 600 тонн топлива. Немцы об этом так и не узнали. После прорыва блокады Ленинграда,
Все коллеги мужчины Соколовой, принимавшие участие в разработке и строительстве трубопровода, стали героями Советского Союза, а ее так и не удостоили этой высокой награды. За эту операцию ее наградили орденом Знак почета.