Найти в Дзене
PictoTravel

Превед Медвед, или Священный медвежий праздник

Медведь у многих народов являлся священным животным. В Сибири традиции почитания медведя сохранились до наших дней, например ханты и сейчас устраивают древний медвежий праздник. Хотя увидеть этот ритуал постороннему человеку практически невозможно. Даже говорят об этом неохотно, сворачивая разговор, и меняя тему.
Медведь считается «божественным родственником», поэтому убивать просто так его нельзя. Поэтому охота на медведя называется «приглашением в гости». Считается, что добытый медведь не умер, а «пришел в гости». Как гостю, ему оказываются различные почести и поют «медвежьи песни». Призывают дух медведя, поют песню о его происхождении.
В других песнях рассказывается о встречах медведя с людьми и шаманами. Праздник может продолжаться несколько суток, и его ход зависит от того, какого пола и возраста был медведь. Каждая ночь начинается с «пробуждения медведя», а завершается укладыванием его спать. За время праздника исполняется около трех сотен песен на разные темы. По окончании
Оглавление

Медвежье святилище
Медвежье святилище

Медведь у многих народов являлся священным животным. В Сибири традиции почитания медведя сохранились до наших дней, например ханты и сейчас устраивают древний медвежий праздник. Хотя увидеть этот ритуал постороннему человеку практически невозможно. Даже говорят об этом неохотно, сворачивая разговор, и меняя тему.
Медведь считается «божественным родственником», поэтому убивать просто так его нельзя. Поэтому охота на медведя называется «приглашением в гости». Считается, что добытый медведь не умер, а «пришел в гости». Как гостю, ему оказываются различные почести и поют «медвежьи песни». Призывают дух медведя, поют песню о его происхождении.

Голова медведицы в платочке. Русскинской музей им. А.П. Ядрошникова.
Голова медведицы в платочке. Русскинской музей им. А.П. Ядрошникова.


В других песнях рассказывается о встречах медведя с людьми и шаманами. Праздник может продолжаться несколько суток, и его ход зависит от того, какого пола и возраста был медведь. Каждая ночь начинается с «пробуждения медведя», а завершается укладыванием его спать. За время праздника исполняется около трех сотен песен на разные темы. По окончании празднования дух медведя возвращается на небо, а его лапы и голову сохраняют в священном амбаре, и продолжают приносить им дары.

Череп медведя
Череп медведя

Я перескажу одну из песен, о спуске Медведя на землю. По представлениям ханты, мир состоит из трех частей: верхний, средний, и нижний. Медведь является проводником между средним миром людей и нижним миром духов. Однако же первоначально он жил в верхнем мире. Его отец, Торум, уходил на охоту, и говорил медвежонку, чтобы тот не вставал со своей постели. Но тот однажды не послушался, пошел и провалился лапой сквозь небо в средний мир, и увидел землю, и стал просить у Торума, чтобы тот отпустил его на Землю, где он сам станет Торумом. Отец долго думал, и отпустил сына медведя, наказав ему не трогать оленей человека, припасы и ловушки.

Бабушка Дуся показывает медвежий клык и коготь. Стойбище Кантеровых, Югра
Бабушка Дуся показывает медвежий клык и коготь. Стойбище Кантеровых, Югра


Торум спустил медвежонка в средний мир на железной цепи, а медвежонок попросил его сделать «Дом играющих, для таких как он, слабеньких детей, дом танцующих, для таких как он, слабеньких детей». Спустившись на землю, медвежонок видит, что всё не так уж прекрасно, как казалось ему из верхнего мира. Его грызет гнус и мучает голод. Он забывает наставления Торума, нападает на оленей и пробует мясо, отчего начинает слабеть. Звери напоминают ему, что он должен питаться ягодами и орехами. Но медвежонок снова забывает наказы, разоряет лабаз с мясом, а потом и вовсе разрывает могилу и питается человечиной, окончательно забывая заветы отца Торума. В итоге его убивает человек, души медведя выходят из тела, одна из них возвращается к Торуму-отцу, а одна остается в углу дома человека, став его покровителем. И так медвежонок стал Земным Торумом.

Голова, лапы и и иногда шкура Медведя помещаются в специальный "дом"
Голова, лапы и и иногда шкура Медведя помещаются в специальный "дом"

Песня о спуске Медведя на Землю


«Солнечного цвета семь дверей распахиваю
С внутренностью дом во внутрь падаю
Клыкастого зверя маленькое дитя, потому что есть
Поверхность железного пола с краями доски,
Денежному дощатому полу, по поверхности прохожу.
Сзади оставшаяся маленькая ступня, маленькая половинка,
Она провалилась

Лесной зверь свободным городом проживал
Назад к привязи кос мужчин назад разворачиваюсь.
Тундрового зверя зоркими двумя звёздами
Что вижу:
Нижней земли мужчин с мужчинами воду
Оказывается, сюда смотрит,
Нижней земли мужчин народа вода
Сюда оказывается, смотрит,
Тундрового зверя зоркими двумя звёздами
Что вижу:
Нижней земли мужчин народа земля
Мне такому с девочками играющему маленькому зверю,
Мне такому с мальчиками играющему маленькому зверю,
Девочек, играющих на счастливой земле,
Вот земля милая!
Мальчиков играющих счастливая земля,
Вот земля есть!
Белым сукном богатая земля
Вот земля милая!
Нижней земли мужчин народа вода имеется.
Тундрового оленя мясом счатливая земля,
Вот земля милая!
Она была.
Нижней земли мужчин народа вода была


Великому отцу-Торуму встаю,
Окрытым языком с языком зверь пропою:
«Великий Торум-отец послушай,
Такому как я с девочками играющему маленькому зверю
Такому как я с девочками играющему маленькому зверю
Нижней земли мужчин с народом вода
С одеждой землю на поверхность маленьким Торумом
Меня спусти.
Нижней земли мужчин с народом вода
Жилистой земли маленьким божеством
Меня спусти.
Нижней земли мужчин с народом вода

Вниз ушёл я не знаю,
Вверх ушёл я не знаю.
Вперёд идущий умный зверь разворачиваюсь,
Вперёд идущий мыслящий зверь разворачиваюсь.
Бездверные многие спины лесов трачу,
Больными душами многих мужчин,
Одного мужчины шагающего узкой гриве, когда нахожу
За два деревом заслоном леса снаружи оставляю,
За три дерева заслоном леса оставляю.
Со здоровыми душами многие мужчины, они вон имели,
Со ста оленями оленье пастбище, когда найду,
За одно дерево заслоном леса снаружи оставляю,
За два дерева заслоном леса снаружи оставляю.
Со здоровыми душами многие мужчины, они вон имели,
Из половины дерева, сделанные многие слопцы, когда нахожу,
За одно дерево заслоном леса снаружи оставляю,
За два дерева заслоном леса снаружи оставляю.
Со сгнившими личинами будут божьи идолы, когда найду.» *


Фрагменты песни я привожу по переводу Тимофея Молданова. Полный текст включает в себя почти 800 строк. А песен во время праздника исполняется около трехсот.
Познакомиться с традициями ханты можно в музее-святилище Торум Маа в Ханты-Мансийске, а также в музее природы и человека, и в Русскинском музее им. А.П. Ядрошникова.

Традиционный пояс ханты с медвежьими зубами
Традиционный пояс ханты с медвежьими зубами


Когда мы были на стойбище рода Кантеровых, я спросил у нашего хозяина Валерия Яковлевича, сохранились ли у современных ханты традиции медвежьего праздника. Он ответил, что «У отца были эти медвежьи головы, он пел им, а я уже этим не занимаюсь». Однако на поясе у Валерия помимо ножен и подвесок висят медвежьи зубы.
— Валерий, а вы охотитесь на медведя?
— Бывает. Вот недавно взял одного в плен
— Как это в плен?
— Да он вышел, лапы поднял и сдался мне.

Любопытно, но я читал, что у народов Оби и Енисея «сдающийся» медведь считается умершим родственником, который хочет посетить родных. Но Валера не очень хочет углубляться в «медвежью» тему и переводит разговор на рыбалку. На его поясе покачивается медвежий клык.

  Идол в музее-святилище Торум Маа
Идол в музее-святилище Торум Маа

Вместо эпилога


Плюшевый мишутка
Лез на небо прямо по сосне
Грозно рычал,прутиком грозил
Превращался в точку
Значит,кто-то там знает
Значит,кто-то там верит
Значит,кто-то там помнит
Значит,кто-то там любит
Значит,кто-то там...**

Сруб для останков медведя. Музей Торум Маа, Ханты-Мансийск
Сруб для останков медведя. Музей Торум Маа, Ханты-Мансийск

Фото и текcт: Сергей Шандин PictoTravel 2021
За путешествие к ханты хочу поблагодарить Медиаразведку Туту.Ру и туристическую платформу VisitUgra.ru

____________________

* текст песни о спуске Медведя на Землю приводится по публикации «Сакральные тексты песен медвежьего праздника казымских хантов в расшифровке Т.А.Молданова»
** Е. Летов «Про мишутку»