Дорогие читатели!
Ниже вы можете прочесть записки учителя. В 1995 году, едва мне исполнилось 18, я пришла работать учителем в одну из московских школ. Да-да, в 90-е такое было возможно. Эти записки о том времени. Главная героиня - образ собирательный. Это не только я, но мои любимые коллеги.
Начало истории здесь.
Роман "Инстинкт У". Часть вторая.
Глава первая (продолжение)
Как я уже писала, начало учебного года АлиСанна всегда очень любила. Но в тот год всё было ещё сильнее, острее, ярче. Ведь ещё и новоселье! И АлиСанна предвкушала, ждала, поторапливала тот самый, единственный и неповторимый день.
Но до него было ещё столько дел! Для начала деятельная директор отправила весь коллектив на курсы повышения квалификации в заведение с громким названием Институт новейших знаний. Школу прекрасно оснастили, во всех кабинетах имелась самая разная техника, и директрисе хотелось, чтобы все её подчинённые были в курсе этих самых «новейших знаний» и могли запросто управляться с современной аппаратурой.
А ведь в те далёкие, почти мифические времена собственные компьютеры были далеко не у каждого. Представляете? Но вы не пугайтесь. Всё было не так безнадёжно и запущенно. Потому что зарплату учителям уже не выдавали наличными, а перечисляли на карточки. И в метро проходили не по пятикопеечным монетам и даже не по жетонам. Так что прогресс шёл, шёл, конечно, и даже кое-где семимильными шагами, но до каждого ещё не дошёл. До АлиСанны, например, не добрался. Поэтому на занятиях по компьютерной грамотности, когда преподаватель произнёс слова:
- А теперь щёлкните по экрану, - АлиСанна, разумеется, удивилась, пожала плечами, но решила, что специалисту виднее, и, сложив пальцы, как для щелбана, несильно дала безвинному монитору этот самый щелбан.
Подружка Соня, которая, в отличие от АлиСанны шла в ногу с прогрессом, долго смеялась, увидев это. Но вы не очень волнуйтесь, АлиСанна была не слишком безнадёжна. В своё время, ещё в институте, она первой освоила банкомат, и в день выдачи стипендии половина курса выстраивалась в очередь, чтобы тогда ещё Алиса, помогла добыть им из бездушного ящика кровные невеликие деньги. Вторая половина стояла в это время в самой сберкассе, чтобы получить стипендию у операциониста. Так что ничего, освоилась АлиСанна и с компьютером и уже много лет довольно успешно юзает. И даже зачем-то научилась печатать вслепую десятипальцевым методом с сумасшедшей скоростью. Но это уже, конечно, к делу совершенно не относится.
Зато относится то, как весь коллектив с восьми тридцати до шестнадцати ноль-ноль, отучившись на Павелецкой, нёсся в Марьино, чтобы дальше мыть, чистить, драить новенькую школу до глубокого вечера.
Как я уже неоднократно писала, времена-то были стародавние, и у среднестатистических учителей, а так же у не менее среднестатистических военных, к которым, как вы помните, относился Любимый Муж АлиСанны, мобильных телефонов не было и в помине. Поэтому, в один из вечеров АлиСанна, глянув на часы и поняв, что времени уже половина двенадцатого вечера, ну, или ночи (это уж кому как нравится), ужаснулась. Ведь она-то ещё не дома и даже мужу, который как раз заступил на сутки, забегавшись, ни разу не позвонила. АлиСанна хлопнула себя по лбу, обругала последними словами и побежала ликвидировать этот пробел на первый этаж, где стоял единственный на тот момент телефон в школе (даже у директора его ещё не было). Но Любимого Мужа на месте не оказалось. Что, впрочем, было делом обычным.
- Алис, он на выезде, - сообщил ей хорошо знавший её дежурный офицер.
- Вадик, передай, пожалуйста, ему, чтобы не волновался. Я пока на работе, но меня потом на машине довезут до дома. Когда вернётся, пусть звонит. Я ещё совершенно точно спать не буду.
Дежурный Вадик, который прекрасно знал, кем работает АлиСанна, хрюкнул, квакнул, издал ещё парочку, не поддающихся определению звуков и сдавленно произнёс:
- Хорошо, Алиса, я всё передам.
- Спасибо, Вадик! – обрадовалась та и, только попрощавшись и положив трубку, поняла, что несчастный теперь, похоже, долго будет думать, чем же могут заниматься учителя в школе в половине двенадцатого летней ночи (ну, или вечера). И на какой такой машине подвезут обычную школьную учительницу до дома.
А учителя тем временем занимались самым что ни на есть невинным делом: писали сценарий к встрече мэра. Тот решил самолично торжественно открыть их школу и назначил мероприятие на ближайшую субботу. Они об этом узнали только в четверг. Вот и пришлось срочно творить. Потому что на воплощение замысла оставался всего один день, две ночи, ну, и утро субботы, конечно.
Для подготовки впервые собрались всем имеющимся на тот момент коллективом в зимнем саду, как называли между собой огромное со стеклянным потолком и стенами пространство на четвёртом этаже. АлиСанна с интересом присматривалась к коллегам. Лица были самые разные: молодые и очень пожилые, весёлые, спокойные, озорные и задумчивые. Но буквально все ей понравились. А уж когда начали писать сценарий и стало понятно, что с чувством юмора и, как сейчас принято говорить, креативностью, у коллег всё в порядке, АлиСанна и вовсе обрадовалась: сработаются.
Сценарий и вправду состряпали отличный. Причём, приглядевшись к сотрудникам, директор решила главную роль дать как раз АлиСанне. Но у той на субботу были другие планы: юбилей у любимой бабушки. И даже личная встреча с мэром и дебют в качестве актрисы не могла затмить этого события. Поэтому в подготовке к мероприятию АлиСанна приняла самое живое участие, а вот от присутствия на нём отказалась категорически. Любимая бабушка гораздо важнее какого-то там мэра.
Всё прошло хорошо. АлиСанне потом об этом рассказали коллеги. Мэр приехал в своей неизменной кепке, встречей остался доволен, много смеялся и шутил. Школу торжественно открыли. А они вышли на финишную прямую – до дня икс, первого дня сентября, осталась всего неделя.
Все помывочные работы были, к счастью, окончены. Курсы повышения квалификации наконец-то завершились, включать и выключать компьютер научились даже наименее одарённые представители педагогической общественности и завхоз Джулия Альбертовна. И теперь коллектив в полном составе приступил к исполнению своих непосредственных обязанностей. Поэтому теперь школа оживала с утра. Работа шла полным ходом: распределяли нагрузку, назначали классных руководителей, готовили всю необходимую документацию, ну, и писали очередной сценарий, конечно. Теперь уже для Дня знаний.
Как-то утром пригласила АлиСанну и её подруг к себе Оксана Савельевна. К новой директрисе они уже привыкли. Казалась она человеком неплохим, неглупым и деятельным. АлиСанне нравилась.
- Девочки, надо нагрузку распределять. Пора уже.
- На сколько человек? - спросила АлиСанна.
- На вас четверых.
- Как? Вы ведь говорили, что придут ещё филологи…
- Они не придут. Так что надо своими силами справляться. Будет совсем тяжело – я возьму часов, я ведь тоже филолог. Но не больше двух классов.
- То есть десять-двенадцать часов в неделю…
- Да, но это самое большее. Лучше, чтобы у меня вообще нагрузки не было. Не до этого сейчас. Всё равно будут дёргать постоянно, и придётся вам заменять. Идите сейчас к Елене Дмитриевне, завучу, и с ней обсудите, кто какие классы возьмёт. На старших классах из вас только Алиса Александровна работала?
- Да, только я.
- Значит, вы и возьмёте себе все десятые и одиннадцатый класс.
- Хорошо.
И они пошли к завучу. Когда распределили нагрузку, оказалось, что у каждой из них будет минимум по тридцать пять часов в неделю. При ставке восемнадцать часов. А АлиСанне, кроме пяти старших классов достался ещё и девятый, классным руководителем которого её назначили, и два восьмых. Поэтому у неё вместе с факультативами вышло и вовсе сорок два часа. Сумасшедшая нагрузка.
Тем, кто далёк от школы, наверное, эти размышления кажутся странными. Что это за рабочая неделя – восемнадцать часов? И почему сорок два часа это слишком? Ведь обычная рабочая неделя – сорок часов. Ну, подумаешь, на два часа больше!
Но в нагрузке учителей учитываются только аудиторные часы. А сколько тратит учитель на проверку тетрадей? А на работу с классом? А на подготовку к урокам и написание поурочных планов? Как минимум, столько же. А частенько и больше. Поэтому и ставка – восемнадцать часов. Ведь вместе с внеаудиторной нагрузкой получится как раз не меньше сорока. Вот и выходит, что двадцать пять, ну, максимум, тридцать уроков в неделю – это то, что уже просто из последних сил может потянуть среднестатистический учитель.
Прошу прощения, на этом рассказ об особенностях учительской нагрузки заканчиваю, чтобы не наскучить читателю. Очень жаль, что пришлось его вообще начинать, но без этого было бы не вполне понятно, почему согласие АлиСанны и её подруг на, в среднем, сорокачасовые рабочие недели вызвало у их начальства восторг близкий к экстазу. Однако вышло так, как вышло: АлиСанна и её подруги были молоды, полны сил, новенькая школа им очень нравилась, да и директор обещала, что постарается в ближайшее время найти ещё хотя бы одного словесника. И они в этот непосильный воз впряглись. Не вполне, впрочем, представляя, во что это выльется.