Так как пропуска в порт Нарьян-Мара, там где стоит наша яхта, получить прямо сразу по приезду в город не удалось, сегодня нам приходится совершенно целые сутки бездельничать.
Сейчас я наблюдаю за окошком кемпера, в треугольничке, образованном отогнутой шторой, реку Печору и многочисленные местные лодочки.
Здесь мы остановились, чтобы приготовить завтрак и подумать о том где встанем на оставшийся день. В принципе, это можно сделать где угодно, ведь кемпер, тем более такой неприметный как буханка, позволяет стоять, не привлекая излишнего внимания.
На этом автомобильная часть нашего путешествия окончена, и теперь я могу его подробно описать с самого начала. Думаю, что многим это будет интересно, тем более, что немалая часть людей, оказывается, до сих пор не в курсе, что до Нарьян-Мара с Земли всегда было легко добраться на машине и летом.
В прошлый раз я писал, что началось наше путешествие в Вытегорском районе Вологодской области.
На машине, своими колесами, нам пришлось проехать около 1800 километров. Я запланировал преодолеть этот путь за трое суток, то есть проезжать каждый день по 600км. В самом деле, такой режим движения оказался достаточно комфортным, и в конце переходов я вовсе не чувствовал себя смертельно уставшим, как это было при прошлых поездках: когда-то ведь мы ездили пару раз на мотоцикле в Архангельск — то оказывалось настоящим испытанием; еще мы ездили так же в Нарьян-Мар на Иж-Комби со страшным перегрузом, и та поездка тоже была не из легких.
На буханке-кемпере же поездка вышла легкой и непринужденной, даже с поправкой на то, что машина пребывает сейчас в плачевном техническом состоянии.
Тут, пожалуй, надо пояснить, что для любых дальних поездок идеальным является именно переоборудованный микроавтобус, в котором можно жить, и который при этом ничем не выделяется из общего транспортного потока. Но об этом мы напишем позже, сейчас же я рассказываю про дорогу.
Но про сами дороги, в общем-то, писать особо нечего, так как они нынче всюду ровные и простые. Лично мне очень нравится ездить подобными северными маршрутами, глазея по сторонам, проезжать через разные деревни и сравнивать их быт между собой и, например, с нашим селом.
Дорога ведь, она и в Африке дорога — просто асфальт, либо просто грунтовка, которым ты просто двигаешься с комфортной для себя скоростью. Мне интересно именно окружение.
В первый день мы, естественно, бесконечно пересекали огромную Вологодскую область.
Да, она, действительно, велика, и на этом пути я с большим любопытством наблюдал, как меняется характер территории за окнами машины. В очередной раз я убеждался в том, что наш Вытегорский район является одним из медвежьих углов области, и по мере движения на восток она становится все цивилизованнее и цивилизованнее. Я не говорю про саму Вологду с окрестностями, но после нее, когда мы двинулись в сторону Великого Устюга, ландшафты стали совсем иными иными.
Очевидно, что леса здесь добывают гораздо меньше — вдоль дороги тянулись старые сосновые леса. А вот сельское хозяйство в этих местах развито очень сильно, да и деревень здесь гораздо больше. Периодически мы проезжали такие деревни, окруженные возделанными полями, которые тут обрабатывают современными тракторами. Все это выглядело весьма масштабно.
Переночевали мы на какой-то площадке, расчищенной в лесу для грузовых машин. Тут я опять восхитился удобству кемпера для подобных задач. А утром мы проехали Великий Устюг, а потом попали в Архангельскую область.
Тут все опять как-то неуловимо изменилось: деревни стали какими-то другими, конструкции домов тоже отличались от вологодских.
Стало появляться больше новодельных и нетрадиционных строений, которые казались мне, привыкшему уже к нашему селу, чем-то очень экзотическим.
Мы выбрали путь через Ильинско-Подомское и Широкий Прилук, хотя можно было ехать и по правому берегу Вычегды. Просто этой дорогой мы уже ездили и я точно знал, что никаких неприятностей нас на ней не ждет. На самом деле я ошибся. Стоило нам пересечь границу Коми, как асфальтовая трасса вдруг стала совсем разбитой. Ладно, там, убитый грейдер. Но вот асфальт, изрешеченный огромными дырами, от которых никак не увернуться, и в которые колеса проваливаются целиком — это совершенно ужасно.
В итоге, километров 30-40 мы тащились с очень низкой скоростью, обруливая ямы и переваливаясь на них. Кроме нас здесь ехало и много других машин в обе стороны, и они, определенно, мучились не меньше.
Но все плохое кончается, кончились и дыры. В скором времени мы выскочили на большую дорогу, ведущую к Сыктывкару, к вечеру его минули, и заночевали в лесу неподалеку от города. Леса здесь, надо сказать, совсем не такие, как у нас: сплошные сосны, мох, и песок под ним.
Следующим днем мы добрались до места погрузки на паром. Дороги становились все пустыннее и ровнее.
Мы подолгу никого не встречали, а исключение тут составила только Ухта. Вот там было и много народу, и плохая дорога. Однако, мы, наконец, преодолели и это препятствие, а потом попали на асфальтового дублера легендарной Коми-Трофи. Я просто обожаю эту дорогу! Совершенно пустая, очень прямая и очень ровная. Ехать по ней — одно удовольствие.
После Ираёли нам надлежало свернуть в сторону Ижмы.
Эту дорогу я тоже очень люблю за ее умопомрачительную красоту. Опять нас окружали сосны и пески. Никакого жилья тут, конечно, уже не встречалось, а с другими машинами мы встречались всего лишь несколько раз. Правда, ехать тут пришлось небыстро. Асфальт, вроде, и хорош, но на нем постоянно встречаются какие-то неожиданные неровности. Однако, в целом я нисколько не напрягался и ехал с большим удовольствием.
После Ижмы нас ждало километров 20 грунтовки, а потом началась целая вереница деревень. Сама Ижмы выглядела как небольшой городок, но и дальнейшие деревни имели по несколько магазинов. В одной, например, нам встретился даже магазин снегоходов. Я подумал, что такая развитость, самостоятельность, и самодостаточность обусловлена оторванностью от внешнего мира и общей малонаселенностью этих мест. Наверно, так оно и есть, ибо отсюда до всего далеко.
Но вот и Кабель — причал, на котором мы будем грузиться на паром. Точнее, никакой это не причал, а просто дорога, упирающаяся в реку, а рядом большая песчаная площадка для машин. Мы взобрались повыше и поближе к реке, я остановил машину, выключил двигатель, и мы принялись готовиться ко сну.
Завтра в 6 будет паром, на котором мы доберемся уже до Нарьян-Мара и нашей лодки.