-Вез утром пожилую даму из Москвы, - рассказал водитель, - спросил ее, как Плес. Понравился ли. Она помолчала, тяжело вздохнула и сказала: - Ох, Василий Иванович, ну не могу я, не мое! Не Европа.
Мы вместе с Василием Ивановичем дружно рассмеялись.
Конечно если искать в Плесе Европу, то разочаруешься непременно. И если надеяться на аутентичность, а не лубочность- тоже, скорее всего.
А если знать, что ты едешь в почти идеальную деревню, где можно остановиться в отеле приличного класса и поесть в неплохих ресторанах- то и поводов для разочарования не останется.
Кроме одного. И это- комары!
Вечером выйти из отеля и остановиться на берегу , посмотреть на прекрасные закаты невозможно, как и посидеть на открытой террасе ресторанчика. Тучи комаров обрушиваются на тебя, несмотря на репелленты – или как они там называются, антикомариные средства)))
Но даже о них забываешь, увидев вот это прямо у дверей отеля
Мы провели в Плесе три прекрасных дня,
в которых были и пароходик по Волге, и жара, и грозы с ливнем, и великолепная Левитановская природа и те самые виды, ради которых я сюда рвалась.
И старая провинциальность, несмотря на лубочность, была, и лодочки прямо у дверей отеля, и рыбаки на мостках, и рыжий кот, терпеливо ждущий рыбки с утреннего улова.
Ошеломили старинные кресты с вязью на горе Левитана, а какие виды оттуда открываются!
Петропавловская гора (с 1972 года – гора Левитана) – одно из старинных святых мест Плёса.
Как минимум с XVI столетия, а может быть, и с более раннего периода, здесь располагался погост (кладбище) с деревянным храмом.
В 1827 году возник конфликт плесских горожан с владельцем усадьбы Хмельницы Мячковым, который попытался присвоить храм и земли на Петропавловской горе, обещая построить новую каменную церковь. В итоге горожане победили и Мячков от своих претензий отказался.
Церковь появляется не только на известном полотне «Над вечным покоем» (1894 г.). (Считается, что Левитан совместил в одном полотне два вида – Петропавловской горы и озера Удомля в Тверской губернии),
но и на картине «Церковь в Плёсе» (1888 г.)
Увы, тот храм что на картине Левитана, сгорел в 1903 году, то, что мы видим сегодня - Воскресенский храм из села Билюково Ильинского района Ивановской области. Но и этот храм построен в 1699 году!
А вот к ночи здесь немного не по себе. Хоть фильмы ужасов снимай.
И с соборной горы виды не хуже. Именно здесь родился Плёс в 1410 году.
И пусть лубочность, и пусть местами искусственность- это совершенно не портит впечатление!
И таким Плес тоже бывает
И хотя порой обвиняют в рекламе, как не рассказать о местах, где остановились и где «столовались»!
Отель «Фаворит» выбрала сразу, бронировала не через букинг, а позвонив напрямую в отель. Окна на набережную, комфорт, Волга практически у порога и три минуты пешком до площади с ресторанами, 5 минут- до причала прогулочного пароходика.
Даже придраться не к чему, от комфортности номера до персонала, твердая пятерка!
Ресторан отеля - отдельная приятность.
Вкусная волжская кухня, свежая речная рыба. И если судаком или щукой никого не удивишь, то налим или жерех или лещ «по рецепту Василича» встречаются не часто.
Официантка смущенно помялась, и сказала:
-Мы увидели в вашей тарелке несколько косточек (я ожидала в леще гораздо больше костей, его очень сложно разделать на филе) – в нашем филе костей не может быть, поэтому мы приносим извинения и скидку по счету».
Браво, отель «Фаворит», я даже согласна на обвинения в рекламе!))))
Мы пили апероль и ели прекрасные берлинские пирожные в кофейне Софьи Кувшинниковой (а еще там есть мороженое из сирени и лавандовый латте!) пельмени с лосем в Пивном доме на деревянных скамьях с видом на площадь и храм, и вкуснейшие маленькие брускетты по-русски, с форшмаком, с хамсой, со смальцем в ресторане «Променад» под рюмку ледяной водки и даже в голову не приходило сравнивать с Европой – это просто совсем другое путешествие!
Откуда такое имя у кофейни?
В конце XIX века в Москве жила известная в светских кругах Софья Петровна Кувшинникова. Она создала салон, куда заглядывали А. П. Чехов, И. Я. Репин, Кувшинникова была радушной хозяйкой, близким другом и музой Исаака Левитана, с которым приезжала в Плёс.
Софья музицировала для художника во время написания картин, исполняя его любимого Бетховена, и была его главным вдохновением. Говорят, что близкий друг Левитана Чехов, ее не любил и даже посвятил их союзу короткий рассказ «Попрыгунья», главными прообразами которого стали Исаак и Софья.
Женщина не скрывала связь с художником, несмотря на разницу в возрасте и наличие мужа. Впоследствии Софья стала ученицей Левитана, почти все её картины разошлись по частным коллекциям.
А памятник многочисленным плесским котам (памятник кошке Мухе) надо обязательно погладить, и будет вам счастье.
Еще до ужесточения санитарных мер, в начале июня, въехать в Плес можно было лишь по предъявлению теста ПЦР за 72 часа.
Но я только за.
Вернулась бы? –Непременно. Мало где встретишь сочетание природы, деревни, комфортного проживания и вкусной еды.
Когда ты в первый же вечер, приехав почти в сумерках, выходишь из дверей отеля и видишь вот такое- хочется вернуться!
Кстати, знаменитые плесские «углы» - пирожки с копченым лещом – я не попробовала, нельзя мне копченое.
(шепотом, для девочек – а в лавочках встречается неплохой лен!)
А если говорить о Европе, то мы сразу, не сговариваясь, решили, что Плес напоминает городки австрийского озера Вольфганг. Хотя той пожилой даме и австрийские озера скорее всего не понравились бы, не та Европа)))
Плес- это забыть обо всем на три дня в идиллической деревне и прекрасной природе, да еще и с комфортом отелей и ресторанов.
Ох, вот если бы не комары!!!